Иво Бобул vs Василь Вирастюк. Что это было

10.07.2016, 08:45
Это не про Бобула, а про культ "народных и заслуженных" - фото 1
Это не про Бобула, а про культ "народных и заслуженных" / Иво Бобул via Facebook

Почему эта история напоминает рассказ Чехова "Толстый и тонкий", а также - почему культ народных и заслуженных - одна из главных болезней украинского общества.

Не далее как вчера речь заходила о том, что отмирание "культа орденоносцев" идёт лишь на пользу стране и обществу, которые стремятся хоть немного приблизиться к западным примерам для подражания. Но награду вроде ордена Богдана Хмельницкого любой степени всё же не светит получить человеку с улицы – для этого нужно пойти на какой-то значительный и богоугодный поступок (или хотя бы занимать соответствующую должность, как в случае с последним награждённым). А вот стать каким-нибудь заслуженным или народным деятелем культуры, не сделав для этого практически ничего, можно в два счёта, и этот плод с отравленного дерева куда опаснее для общества, нежели предыдущий.

Приключившаяся на днях история с Василием Вирастюком и Иво Бобулом наглядно продемонстрировала то, что многие украинцы ментально застряли где-то в восьмидесятых годах прошлого века и мыслят совершенно анахроничными категориями. Главная претензия горе-критиков, не попытавшихся как следует разобраться в ситуации сводилась к следующему: как эта безмозглая гора мышц могла позволить себе покуситься на святое – на народного артиста Украины! Дальше следовали ожидаемые сентенции – да кто он вообще такой, этот Вирастюк, чего он в жизни добился, ему ведь даже на парадное одеяние нацепить-то нечего, ведь с государственными наградами не сложилось, не то что у Бобула…

История вопроса

Служители "культа народных и заслуженных", взращённые преимущественно на советских идеалах, не понимают нескольких очевидных вещей. Во-первых, на звание мастера спорта международного класса, которое Вирастюк получил ещё лет двадцать назад, нужно работать долго и кропотливо. Зачастую куда дольше, нежели на звание народного артиста какой-либо страны. Во-вторых, звание заслуженного деятеля культуры отнюдь не гарантирует международной известности. Если в Праге спросить первого встречного о Вирастюке, то он в ответ улыбнётся и попытается картинно поиграть мускулами. Если же спросить о Бобуле, то в лучшем случае можно нарваться на ответ из серии "простите, о ком речь?".
Можно, конечно, попытаться объяснить чеху, что Бобул – народный артист Украины и в какой-то степени даже круче самого Карела Гота, который разве что орденом Дружбы народов может похвастаться. Но беда в том, что Готт – величина мирового уровня, и напеть хоть одну песню в его исполнении сможет каждый (даже если речь о чешской версии бессмертного хита "I need a hero", которую в числе прочих "мелодий и ритмов зарубежной эстрады" советское телевидение показало 1 января 1986 года). А сколько песен Бобула вспомнит даже не среднестатистический генпрокурор чех, а кто-то из защищающих честь народного артиста граждан Украины? То-то же.

Надо, конечно, признать, что звезда позднего застоя и перестройки с колоритной шевелюрой – далеко не самый бесталанный и бестолковый обладатель звания народного артиста Украины. Он хотя бы умеет попадать в ноты и писать какую-никакую, но музыку – это выясняется после часа, потраченного на изучение его творчества.

Были, однако, и случаи, когда так называемый деятель культуры ставился в один ряд с Адой Роговцевой исключительно по желанию левой пятки главы государства – вспомните хотя бы "гения блатной романтики" Олега Гаврилюка, чье "творчество" людям со здоровой психикой и наличием музыкального слуха употреблять противопоказано в любом виде. Народным артистом Украины он стал лишь потому, что его похабные песнопения задели за живое неоднократно бывавшего в местах лишения свободы президента номер четыре. Ну не Синатру же слушать главе отечественного мафиозного семейства, в самом деле!

Предпочтения Виктора Фёдоровича в искусстве вообще достойны отдельного разговора. Пару лет назад, к примеру, ходили слухи о том, что Янукович в разгар событий на Майдане намеревался отметить какой-нибудь государственной наградой или почётным статусом своих "любимых зарубежных исполнителей" в лице группы "Бутырка". Инициативная депутатская группа, с ходатайств за подписью которой обычно начинались подобные раздачи слонов, якобы попросила повременить – мол, батя, давай для начала разберёмся с этими экстремистами в центре Киева, а потом хоть "Бутырка", хоть Стас Михайлов, хоть чёрт в ступе.

Дело было в феврале 2014-го, Виктор Фёдорович согласился повременить.… Вот так звёзды российского блатняка и упустили возможность уникальным образом войти в историю, став, допустим, заслуженными артистами Украины и не имея при этом аналогичного звания на родине. А мог Янукович и народных сразу дать, особенно с учетом того, что в некоторых регионах "Бутырка" в отличие от признанных западных звёзд собирала аншлаги. Мог, чего греха таить.

В подобных случаях почему-то всегда вспоминается бессмертный рассказ Антона Павловича Чехова, который читал каждый, будучи учеником пятого или шестого класса. Чинопочитание как порок не утратило своей актуальности и по сей день, только расшаркиваются и роняют фуражки последователи чеховского Нафанаила не только перед большими чинами, но и перед теми, кто подобных расшаркиваний не заслуживает по определению. И потому Иво Бобул для носителей жлобско-мещанского менталитета обывателя является куда более значимой фигурой, нежели Стивен Тайлер или Мик Джаггер, у которых званий народных артистов Украины, как известно, нет и не предвидится.

Да и вообще, странные они какие-то, американцы эти вместе с европейцами и австралийцами. Как они только умудряются жить без "культа народных и заслуженных" – это ведь так скучно…

Без табу

Публикации