08.08.08: Как нападение России на Грузию не стало сигналом для Украины
8 августа 2008 года Россия напала на Грузию, показав свое истинное лицо, которое тогда в Украине, к сожалению, рассмотреть не смогли
Непродолжительная российско-грузинская война девятилетней давности должна была стать отличным уроком для недальновидных политиков и почему-то уверенных в собственной безопасности жителей бывших советских республик. Но не стала. Правду ведь говорят, что возможностью поучиться на чужих ошибках наши люди зачастую преступно пренебрегают. А потом жалеют об этом.
Девять лет назад можно было убедиться в том, что Москва привыкла нападать исподтишка и бить в спину в тот момент, когда этого не ждут ни друзья, ни враги. В начале активной фазы конфликта внимание мирового сообщества было сосредоточено на Олимпийских играх в Пекине, в числе почетных гостей которых были президенты России и США. А потом все вдруг начали удивляться: как же так, что происходит?
Ситуация повторилась в феврале 2014 года – пока вся Украина праздновала завоевание женской биатлонной четверкой золотой олимпийской медали в Сочи, «вежливые люди» в камуфляже без опознавательных знаков взяли и захватили Крым.
Девять лет назад можно было понять, что в Кремле научились вести информационную войну как на уровне интернет-троллей, так и среди официальных лиц. Не только понять, но и придумать, как бороться с лживой пропагандой. Но в Украине эти вещи никого тогда особо не интересовали, ведь Россия была союзником, а не противником. После российского вторжения эта беспечность икается кое-кому по сей день. Апелляции в адрес министерства информационной политики бессмысленны – не для того оно создавалось, чтобы заниматься реальными делами.
Девять лет назад Михеил Саакашвили и его команда (которая тогда уже начинала разваливаться, но сейчас не об этом) наглядно продемонстрировали, как можно выторговать себе статус полноценного союзника США во всех сферах жизни. До августовских событий 2008-го Америка снабжала Грузию необходимыми ресурсами, но как-то не особо следила за их использованием. Когда же приключился неприятный форс-мажор, пришлось и вооружение выдать на всякий случай, и контроль усилить, параллельно обучая грузинских военных правильным вещам. Но вряд ли Вашингтон уже во времена правления Барака Обамы отнесся к проблеме настолько серьезно, если бы не настойчивость организаторов «революции роз». Украинские же политики ныне скорее отмалчиваются в тряпочку, а потому выпрашивать Джавелины приходится американским военным экспертам вроде Филиппа Карбера.
Поведение европейских государств с тех пор если и изменилось, то несущественно. Германия, к примеру, что тогда, что сейчас вроде и «выражала обеспокоенность», но в кулуарах мило расшаркивалась перед агрессором. Ничего удивительного – Ангела Меркель и ее окружение ведь никуда не девались.
В целом, среди членов ЕС кардинально изменилась лишь позиция Франции. Если Николя Саркози в процессе урегулирования российско-грузинского конфликта разве что из штанов не выпрыгивал, дабы угодить Кремлю (в частности, в одном из пунктов его мирного вроде как плана предлагалось оставить статус Абхазии и Южной Осетии в текущем виде, наплевав таким образом на конституцию и прочие основные законы Грузии), то Эммануэль Макрон уже успел показать Путину зубы. Правда, далее президент Франции к практическим действиям пока не переходил, ограничившись эффектными заявлениями.
А реакцию украинских политиков на события августа 2008 года вы помните? С коммунистами и прочими сторонниками «русского мира» все было ясно изначально. Карикатурный персонаж по фамилии Симоненко ожидаемо выступил с критикой Грузии, возжелавшей «напасть на Россию». То, что Южная Осетия является по закону грузинской территорией, кумира пенсионерок волновало мало, если волновало вообще. Представители Партии Регионов выступили в том же духе, пускай и не так ярко. Президент Ющенко и министерство иностранных дел при этом российскую агрессию осудили и даже пригрозили не пустить обратно в Крым те корабли Черноморского флота РФ, которые принимали участие в военных операциях. Но потом пустили, стыдливо промолчав.
Особого внимания заслуживает Юлия Тимошенко. Даже КПУ и ПР не так усердно и очевидно заступались за Россию, как Тимошенко и ее окружение. Это тоже было предсказуемо, ведь указания московских кураторов выполнять-то надо. 2 сентября 2008 года с их подачи при молчаливой поддержке товарищей по коалиции из «Нашей Украины» в сессионном зале парламента было устроено подлинное цирковое представление. Ни один из трех законопроектов, в которых прямо говорилось об агрессии Кремля по отношению к официальному Тбилиси, не набрал и сотни голосов. Зато за признание независимости Абхазии и Южной Осетии проголосовали 167 народных избранников. Слава богу, что не 226, хотя и такого развития событий исключать тогда было нельзя.
В этом контексте в наши дни невероятно забавно звучат заявления отдельных лояльных к Администрации президента блогеров, которые утверждают, что где-то в далекой Женеве готовится создание антипрезидентского триумвирата Коломойский – Тимошенко – Саакашвили. Экс-президента Грузии можно считать кем угодно, даже сумасшедшим, но объединять усилия с «вечно второй» он не станет точно, ведь отлично помнит, кто на чью мельницу лил воду. Расчет на дурака здесь, к счастью, не работает.
А в целом нам еще учиться, учиться и учиться. На своих теперь уже ошибках.
Виталий Могилевский, Без Табу
Материал был опубликован впервые в 9 годовщину официального начало русско-грузинской войны