Как выборы директора музея в Одессе стали проблемой национального масштаба
Колумнист «Без Табу» в очередной раз подвергает сомнению утверждение «Культура вне политики». На примере выборов директора Одесского художественного музея сделать это нетрудно.
Сам того не желая старейший в Одессе Художественный музей стал одним из героев информационных лет и новостных сюжетов на центральных украинских каналах. «Спасите музей, экспонаты гибнут! Васнецов, Врубель, Куинджи под угрозой», - таков был посыл с экранов, которые были настроены, например, на частоту Телевизионной службы новостей.
История простая – как и все подобные учреждения в Украине, одесский Художественный узей десятилетиями не видел ремонта. При этом экстренное латание дыр невозможно, поскольку контракт со старым безынициативным директором закончился, а новый может появится только с согласия областного совета. Депутаты собираются максимум раз в три месяца – 14 марта первая встреча в 2018-м году. Претендентов на пост «спасителя» немного. Один. Известный в украинских кругах художник Александр Ройтбурд, в принципе готов, но, как пелось в одной российской постперестроечной песне, «что-то его держало»
О ситуации в Художественном музее / видео ТСН
Тот факт, что Александр Ройтбурд прошел с боями две комиссии (по вопросам культуры и имущественных отношений), еще не значит, что областные депутаты поддержат живописца. Вот мы и подобрались к первому вопросу. По процедуре. Почему судьбу менеджера культобъекта решают представители Измаила, Балты, Кодымы, прости господи Татарбунар? Это компетентная братия? Достаточно было бы экспертной группы при губернаторе и председателе областного совета. Законодательство в этом вопросе хромает на обе ноги. Вот не понравится какому слуге народа, представителю Великомихайловки в региональном парламенте картины художника (контингент в местных советах у нас те еще эстеты), что тогда? И никого не будет волновать, что у претендента есть план спасения.
Одним из таких «экспертов» выступил наш старый знакомый, любитель советских песен и праздников, патриот русского языка на службе «Оппозиционного блока» Виталий Саутёнков. Членом депутатских комиссий, перед которыми зачитывал свой план Ройтбурд, Саутёнков не является, но обойтись без того, чтобы не вставить свои драгоценные пять копеек одесский «Виталька» не мог.
В итоге депутат-искусствовед, изучив 0,1% творчества Александра Ройтбурда, записал художника в порнографы-членописцы и обвинил его в том, что тот «пользуется неразборчивостью толпы». Читать посты Виталия Саутёнкова, равно как и смотреть его короткометражки, с каждым разом всё смешнее и тревожнее. Он не стал проверять, что картины «скандального и одиозного» Ройтбурда висят в европейских и американских музеях, что цена некоторых работ доходит до 100 тысяч долларов. В общем, скрепы затрещали.
Любитель "русского мира" депутат Саутенков становится экспертом в области искусства
Но нужно понимать, что Саутёнков воспротивился кандидату не только по той причине, что «он губной помадой на зеркале голую женщину нарисовал». Депутат-оппозиционер идет в Верховну Раду. Деньги есть, электорат, к сожалению, тоже. В данном случае Саутенков играет на чувствах «свидетелей секты 2 мая». Ройтбурд регулярно напоминает о том, что 2 мая для Одессы – праздничный день. День, когда от нее серьезно отдалился «русский мир». Младорегионал Саутёнков, конечно, простить этого не может. А тут еще оппонент депутата подставился, назвав Одессу «ПГТ» (зачем обижаться? Работать надо, чтобы не называли)…
Александр Ройтбурд и его необходимое объяснение
Забавно другое. Пока Саутёнков и его коллеги по фракции плетут интриги, пытаясь подговорить депутатов прокатить Ройтбурда на голосовании на 14 марта, сообщество видных деятелей культуры просит губернатора не оставить в беде художника. Среди авторов письма Сергей Жадан, Юрий Андрухович, министр культуры Евгений Нищук, Анастасия Приходько и даже Лесь Подеревянский. Есть основания полагать, что эти люди к культуре имеют чуть большее отношение, чем фракция «Оппоблока» в Одесском областном совете.
Если человек, который честно выиграл конкурс, который знает, что нужно делать и у которого «за пазухой» есть люди, желающие помочь музею, проиграет только из-за недобора голосов в облсовете, то это будет очередной тревожный звонок для наших законодателей. У нас ведь таким образом выбирают директоров театров, дворцов спорта, любых других музеев. Зачем облосовет наделять функциями, которые ему не нужны и в которых этот орган бесполезен? Видимо, работать по правилу «не учите жить – помогите материально» избранники не привыкли.
Василий Бондаренко, Без Табу