Взгляд с экрана. Почему откровения Скрыпина погружают в состояние дежавю
Скандал на Громадськом, с его сейфом, ФОПами и прочими схемами, напомнил историю 30-летней почти давности о том, как журналистские романтика и идеалы разбились о быт.
Конечно, я не ангел, но и телевидение - не институт благородных девиц
Владимир Мукусев
Романа Скрыпина стоит искренне поблагодарить. За что? Да хотя бы за то, что он постарался сделать второй уик-энд июля максимально нескучным для собственной аудитории. И действительно, не с руки как-то маяться от скуки после того, как тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город на головы обывателей подобно ушату холодной воды вылили достаточный объём информации конфиденциального вроде бы характера. Есть о чём поговорить, есть с кем поругаться – да-да, даже на типичных июльских посиделках с шашлыками.
Правда в том, что субботние откровения Скрыпина именно откровениями и не были. Люди с аналитическим складом ума давно могли догадаться о том, что интересный когда-то по умолчанию телевизионный (и не только телевизионный) проект раздирали изнутри распри. Нетрудно также было догадаться о том, что причинами распрей были финансовые вопросы и принципиально разный (как профессиональный, так и сугубо человеческий) взгляд на некоторые вопросы бытия. Да и в целом аномальная концентрация звёзд, лидеров общественного мнения и просто самодостаточных персонажей на одной площадке рано или поздно приводит к взрывному конфликту, разрушающему всё, что было создано до этого.
Роман Скрыпин о схеме распределения грантов
Роман Скрыпин о зарплатах и ФОПах
Роман Скрыпин о "сейфе"
В качестве хорошего примера подобной ситуации можно привести "Взгляд" – пожалуй, лучшее, что случалось с советским телевидением, даже с учётом в какой-то степени дилетантского и нежизнеспособного уже для начала девяностых формата передачи. Во времена, когда каждый уважающий себя советский гражданин не планировал ничего на вечер пятницы, команда, делавшая "Взгляд", казалась чем-то единым, неделимым и солидарным…
А что получилось в итоге? Любимов оказался дешёвым конъюнктурщиком, готовым прогнуться под любую власть за бочку варенья и корзину печенья – для тех, кто правильно понимал сущность советских номенклатурных сынков, эта метаморфоза не была новостью. Безжалостный и острый на язык Политковский в конце концов повторил судьбу Джорджа Харрисона из песни "Ситар играл" – сказал всем "гудбай" и ушёл в себя. О том, как с авансцены пытались подвинуть Листьева, лучше почитать в "Битлах перестройки", поскольку объяснить это непосвящённому человеку двумя словами будет крайне непросто. Против Мукусева сыграла его принципиальность и привычка говорить людям в глаза всё, что он о них думал – уже к середине девяностых массы просто забыли о существовании журналиста, лишившегося возможности высказать своё мнение даже в региональных СМИ.
Парадокс, однако, оказался в том, что раз и навсегда дружный коллектив "Взгляда" рассорили именно финансовые вопросы и несовпадения характеров. Лучше всего об этом сказал Сергей Ломакин: "К сожалению, как это ни обидно, но такого сплочённого коллектива единомышленников, как это представлялось зрителям, у нас даже близко не было. Были, напротив, жёстко конкурирующие группы, которые не очень тепло относились друг к другу. Конфликтовали. Я ощущал настороженность со стороны других по отношению ко мне. И антагонизм с непосредственным начальством. Мы, увы, никогда не были друзьями". Правда в том, что в подобных проектах друзей действительно быть не может – слишком высоки ставки.
Громадське - Перестройка edition | Фото Олега Иванова /Фотохроника ТАСС
А вот, что назвал причиной развала Мукусев, имевший среди всех партнёров по команде репутацию человека наиболее честного и принципиального: "С сентября 1990 года мы поняли, что нам стало тесно в рамках "Взгляда". Так родилась идея "BИDa". Правда, я сначала назвал его творческим объединением "Пятница". Но пока я занимался разработкой его концепции, некоторые члены нашей команды за моей спиной стали заниматься совершенно иными делами. При участии того же Влада вдруг появилась какая-то "Шоу-биржа", когда за совершенно конкретный чёрный "нал" наши музыкальные редакторы давали во "Взгляде" объявления о предстоящих гастролях рок-музыкантов. В результате время неподкупных "взглядовских" небожителей прошло… Передача, которую не удалось запретить, стала разваливаться изнутри".
И вот теперь ещё раз посмотрите на то, что случилось в итоге с "Громадським". Не кажется ли вам, что нечто подобное уже доводилось видеть, причём в аналогичном масштабе? То-то же. Осталось лишь начать принимать ставки на то, кто будет назначен директором какого-нибудь всеохватывающего в плане аудитории телеканала, а кто будет застрелен в собственном подъезде у лифта. История ведь имеет свойство повторяться, или вы ещё не привыкли к этому?
Громадське на пике своего могущества позирует для ныне не существующего украинского esquire
Скрыпина же можно сколько угодно ругать за то, что он вынес сор из избы. Но если не Роман, то кто-то другой обязательно сделал бы это рано или поздно. Кто и в чём на самом деле виноват – дело в данный момент десятое. Пока же важно другое: наружу наконец-то вылезло то, о чём многие догадывались, но боялись сказать вслух.
Продолжение истории, разумеется, последует. Но когда?