Викрадена принцеса: Сценарный провал с великолепной графикой
Кинокритик Без Табу Настя Белова посетила допремьерный показ нового украинского мультфильма «Викрадена принцеса: Руслан і Людмила» и считает, что у его создателей далеко не все получилось.
До чего же было приятно читать чуть ли не в каждом издании в прошлом году фразу «украинский кинематограф возрождается». Мы получили как минимум 15 полнометражных художественных фильмов практически всех популярных жанров. Но вот один остался так и не раскрытым в своем потенциале – полнометражные анимационные картины. В октябре 2016 года нам продемонстрировали лишь зачатки возрождения этой категории в мультфильме «Микита Кожум’яка» по мотивам одноименной сказки.
Когда речь идет об успехе или возрождении украинского анимационного жанра, традиционно вспоминаются творения еще 60-70-х годов прошлого столетия – серия мультипликационных фильмов «Козаки» от Владимира Дахно, «Приключения Капитана Врунгеля» Давида Черкасского или тот же «Соломенный бычок» Леонида Зарубина. Но времена меняются и логично, что динамика развития украинской анимации должна уже идти в ногу с современностью, равняясь на монстров жанра. Такой попыткой и был «Кожум’яка», который стал тем самым первым блином.
«Викрадена принцеса: Руслан і Людмила» должна была все исправить и стать ориентиром для жанра. Во всяком случае, так заявляли в Госкино, государственная структура вложилась в мультфильм и поспособствовала его промо. Проект получился масштабный - с широкой PR-кампанией и мерчендайзингом, а также звездным составом команды озвучки.
«Викрадена принцеса: Руслан і Людмила» - смотрите официальный трейлер
В центре сюжета - известная история о дочери киевского князя Людмиле и бродячем актере и мечтателе Руслане. Герои влюбляются друг в друга практически с первого взгляда, в который раз доказывая, что противоположности притягиваются. Но их чувствам предстоит пережить сложные испытания, ведь принцессу Людмилу похищает злой колдун Черномор. А Руслану вместе со своим верным другом и «сценаристом» Нестором Летописцем приходится отправиться в опасное путешествие, чтобы спасти возлюбленную.
Нет, это не экранизация сказки Пушкина, уверяют создатели. Да, это всего лишь эксплуатация знакомых, но видоизмененных персонажей и некоторых событий из произведения русского писателя. Руслан, Людмила, Фин, Наина, говорящая Голова, Черномор… Факт – персонажи все же из сказки, как и костяк сюжета с путешествием за тридевять земель. Конечно, были изменены роли и предназначение практически всех героев, их мотивация и цели.
Сюжет мультфильма настолько тривиален, предсказуем и наполненный клише, что выделить хотя бы несколько приятных моментов практически невозможно. И ведь работа велась над этим творением пять лет, и сценарным консультантом выступил американец Эндрю Хилтон, который был в той же должности для «Мадагаскара», «Властелина колец» и «Полярного экспресса». И все равно - «Викрадена принцеса» смотрится как одеяло, сотканное из большого количества разномастных кусочков других одеял. А главной его идеей остается типичное мечтание о якобы несбыточном и любви между персонажами из разных социальных групп (почти как в оскароносной «Форме воды»). Подобные мультфильмы мы уже видели неоднократно, им пара десятков лет и их сценарий проработан намного лучше и динамичней.
Людмила хочет приключений, а не замужества, Руслан мечтает стать рыцарем и спасти свою принцессу, Нестор Летописец - это копия образа болтливого и трусливого Осла из «Шрека», а Кот Ученый это чуть ли не наглый копипаст Мастера Шифу из «Кунг-Фу Панды». И думаете, что персонажи тут хоть немного развиваются? Нет, на них просто иногда сходит божье снисхождение в решении проблем, которое не приносит никакого урока ни герою, ни зрителю. И когда проходит минут 40-50 мультфильма, ты начинаешь осознавать, что тебе все это так уже надоело. И на этом ощущении неблагоприятно отбивается еще и дефицит юмора. Присутствующие шутки скорее всего будут понятны детям за 14. И всю комедийную часть мультфильма на себе тащат молчаливые персонажи Хомяк Винницкий и Синица Юлька (интересно, нейминг как-то связан с лидерами электоральных симпатий на выборах президент 2019?).
Это Фиаско / К другим актерам озвучки претензий нет
Неблагоприятный след на впечатлении от героев оставляет и дебют некоторых звезд в качестве озвучки анимационных персонажей. Особенно это касается Алексея «Позитива» Завгороднего, солиста группы «Время и Стекло». На фоне признанных мастеров - Станислава Боклана, Юрия Горбунова или Олега «Фагота» Михайлюты это заметно. И, к сожалению, персонажу Руслана ты веришь не на 100%. В то время как остальные актеры дубляжа звучат прекрасно и убедительно.
В любом случае респект Дорофеевой и Завгороднему, которые украинские песни не пели и на украинском языке ежедневно не общались, скорее всего. Но напрашивается вывод, что ребят взяли в первую очередь не ради благого дела, а ради популяризации картины на территории Украины и успешной дистрибуции в других государствах, где «Время и Стекло» знают.
Исконно украинский колорит в мультфильме заметен слабо. Мы все понимаем, что события разворачиваются в Киевской Руси и ее столице Киеве. Но понимаем мы это лишь по факту, не исходя из увиденного на экране. И украинский дух в фильме замечается только благодаря декламирующему «Кобзаря» Нестора Летописца, Троещенским бандитам, Хомяку Винницкому и статуе Пушкина в стиле Будды с подписью «Слава Украине!».
Фактор дефицита «украинского» создатели оправдывают целью универсализма картины для понимания иностранного зрителя. Однако у такого подхода есть и вторая сторона – обезличивание истории и, как следствие – утрата интереса зрителей, которые не могут себя идентифицировать ни с героями, ни с локациями, а значит – не могут сопереживать происходящему на экране.
Слабому сюжету и неубедительным персонажам, есть оправдание (на самом деле – нет). Недаром глава Госкино Филипп Ильенко говорил, что мы идем по пути Disney, а продюсер заявлял, что эта студия была в восхищении от проделанной работы столь маленькой анимационной студии. По сравнению с «Кожум’якою» 2016 года мы однозначно стали прорисовывать графику гораздо лучше и теперь смело можем говорить о новой эре анимации в Украине. Теперь каждая волосинка на головушке Людмилы смотрится эстетично приятно и живо, а динамичные передвижения Руслана не имеют эффекта заторможенности и выглядят пластично. Однозначно, к графике претензий практически нет, если не учитывать потерянные отдельные детали в соседних кадрах. Но главное достоинство мультфильма становится и главной причиной скуки.
В стремлении показать достигнутого мастерства прорисовки картинки, создатели напихали в сюжет максимальное количество погонь, драк и пробежек с препятствиями. И, похоже, что в целях экономии хронометража создатели вырезали важные для персонажей или сюжета детали, а не экшн.
Украинскому мультфильму вряд ли удастя выбраться из тени голливудских
Графика действительно - превосходная для современного украинского кинематографа и желания выколоть себе глазки не вызывает. Так что, сравнение с Disney вполне заслуженное. Плюсом является и хорошее музыкальное сопровождение от композитора Дарио Вели, а главный саундтрек от группы «Время и Стекло» выигрышно похож на ту самую песню «Let It Go» из мультфильма «Холодное сердце».
Время и Стекло - До зірок
Получается, авторы очень хотели соответствовать передовым мировым аналогам – сделали все по голливудским лекалам, но потеряли душу и изюминку. А именно душевность заставляет заново пересматривать «Остров сокровищ» или «Историю игрушек».
В любом случае, «Викрадена принцеса: Руслан і Людмила» - первый относительно удачный опыт Украины в создании полнометражной анимационной картины. Но опыт сильный с технической стороны, но только не сценарной. Для детей это отличное времяпровождение, для родителей – возможность отдохнуть от детей. Но на более, чем «развлекаловка» и «на один раз» мультфильм не претендует. Хочется лишь надеяться, что создатели учтут ошибки на будущее, а мы сможем гордо сказать, что «Мавка» удалась. Без каких-либо оговорок, ведь отмазка в стиле «первый раз» уже совсем скоро для украинского кинематографа не будет работать.
Мультфильм «Викрадена принцеса: Руслан і Людмила» стартует в украинском прокате 7 марта 2018. Составить свое мнение о картине и согласиться/ не согласиться с автором рецензии Вы можете - посетив любой кинотеатр страны.
Настя Белова, специально для Без Табу