Чёрный протест. Польские женщины как идеальный пример сознательности

04.10.2016, 15:45
Черный понедельник в Варшаве - фото 1
Черный понедельник в Варшаве / Анна Рубик via Facebook

Почему католическая Польша возмутилась законодательному запрету абортов и вышла на #czarnyProtest, а также какие выводы стоит сделать Украине.

Некоторые статистические парадоксы иногда крайне сложно объяснить. Допустим, в начале восьмидесятых годов минувшего столетия два сопредельных государства с одинаковым на бумаге политическим устройством вполне могли иметь диаметрально противоположную статистику по среднему числу абортов на одну женщину. Если кто-то ещё не догадался, то речь о СССР и Польше, прятавшейся тогда под аббревиатурой ПНР (Польская Народная Республика). Многих подобные цифры удивляли ровно до первой попытки разобраться в основах общественной жизни обоих государств.

В Советском Союзе семья лишь на бумаге была ячейкой общества. На самом деле многие предпочитали не на словах, а на деле строить не личную жизнь, а коммунизм или хотя бы его подобие. Для сравнительно молодой карьеристки беременность могла стать существенным препятствием по дороге на верхние этажи служебной и партийной иерархии. А всё потому, что рождение ребёнка фактически означало выпадение из общественной жизни на несколько лет – не на мужа же свешивать львиную долю родительских обязанностей, в самом деле. О каких-то религиозных вопросах при наличии атеизма как одного из краеугольных камней государственного строя говорить и вовсе не приходилось. Воистину, что не запрещено – то разрешено.

В Польше же всё было иначе. В какой-то момент сложилась уникальная картина – почти все поляки пытались быть верными идеалам левого политического течения, но при этом оставались людьми жутко религиозными и верующими. В конце концов, многие справедливо считают, что назначения Кароля Войтылы Папой Римским было первым ударом по железному занавесу, оставившим после себя недурственную вмятину. Если в наших краях центром общественной жизни был магазин (неважно, какой именно – продуктовый или винно-водочный), то у поляков подобную функцию по сей день выполняет костёл. Причём ходит народ на богослужения преимущественно не для галочки, а с искренней верой в Бога, что характерно.

Подобная религиозность вполне предсказуемо наложила свой отпечаток на писаные и неписаные законы. Во времена развитого якобы социализма необходимости запрещать аборты на государственном уровне не было – сей запрет и так был по умолчанию вложен в головы абсолютного большинства девушек и женщин. Неважно, что прерывание беременности может одобрить или не одобрить какой-нибудь чиновник, а вот неодобрение со стороны как минимум собственной религиозной общины могло повлиять на жизнь несостоявшейся матери самым что ни на есть негативным образом. И было так аккурат до падения железного занавеса.

В наше время запрет на аборты всё же пришлось прописать, но с двумя важными оговорками. Во-первых, никто не препятствовал прерыванию беременности, если оно было едва ли не единственным способом спасти жизнь женщины. Во-вторых, абсолютно безнаказанно можно было избавляться от неродившихся ещё "детей изнасилования". И то верно – плох тот закон, в котором нет ни единой лазейки. Да и статистика по изнасилованиям по сравнению с тихим вроде бы социалистическим периодом существенно ухудшилась. Либералы, конечно, малость пороптали после принятия дискриминационного по своей сути закона, но основная масса поляков и полячек даже не заметила этого – де-юре было оформлено то, что давно существовало в польском обществе де-факто.

Однако в 2016 году польские политики вдруг решили посягнуть на статус светского государства. Новая версия закона, в сравнении со старой, лишилась абсолютно всех лазеек, но это были лишь цветочки. Депутаты-консерваторы единодушно проголосовали за уголовную ответственность как для несостоявшейся матери, так и для врача, проводившего аборт. Для доведения ситуации до полного абсурда не хватает лишь уголовной ответственности для несостоявшегося отца, если речь не идёт об изнасиловании, не правда ли? Однако внезапно оказалось, что миллионы людей не готовы разбивать себе лбы в кровь во время очередной молитвы.

Вчерашний "чёрный протест" – наглядный пример того, что никакая религия не может быть превыше простой человеческой свободы. Множество женщин смело вырядились в чёрное и не побоялись выразить свою гражданскую позицию – это выглядит особенно удивительно, если помнить о том, что Польша как была, так и осталась весьма патриархальным государством. Коллега Вареник не далее как вчера подмечал, что многие поляки ради возвращения былого величия готовы на всё, однако, оказалось, что есть жертвы, на которые не готовы пойти даже люди, мечтающие о Речи Посполитой от Лиссабона до Владивостока (не удивляйтесь, в природе существуют и такие особи).

Какой урок стоит вынести из этого Украине? Да очень простой: свежий ветер из Западной Европы запросто может превратить безмолвных хранительниц домашнего очага в весьма активную и громкую часть цивилизованного общества. И это скорее хорошо, чем плохо.

Виталий Могилевский, Без Табу

Без Табу

Публикации