Крым не перестает удивлять. Вперемешку с совсем не смешными новостями из застенков поступает информация из условной рубрики «курьезы». Конкурс детских работ «Я – строитель Керченского моста» проводят сейчас в Картинной галерее Керчи. Рисунки, аппликации и даже модели.
Не исключено, что многих после такого придется «перепрошивать» уже в зрелом возрасте. Сейчас же далеко не все участники задумываются над спецификой, и воспринимают это как еще один повод описать окружающую реальность. Хотя, как всегда в таких случаях, могли быть какие-то мировоззренческие баги в работах, отклонения от «генеральной линии», но они вряд ли попали на выставку. А именно на это было бы интереснее всего посмотреть.
Проблемы, в том числе имиджевые, со строительством объекта, ради которого возможно, и затевалась вся оккупация, нужно было как-то сгладить. Один из беспроигрышных способов, как обычно – добавить няшности. А так как главная няша эмигрировала в Москву, и продолжает шокировать общественность уже там, то пришлось что-то решать местными ресурсами.
Использовать неокрепшую детскую психику по собственному усмотрению очень любили при Союзе, но отголоски можно было в некоторых местах наблюдать и в годы независимости. И если в начале 90-х самодельные открытки с танками и георгиевскими лентами еще можно было как-то понять, то в 2000-х дневники с изображением и обращением Геннадия Кернеса в Харькове, как и его изображения на стенах в школьных коридорах, для других регионов, видимо, выглядели более чем странно.
Теперь для информационного сопровождения строительства используется детский труд
Как в этом случае, так и во многих других, имевших место уже в российских реалиях, используется условная конструкция: царь не в курсе, это все перепуганные чинуши на местах выслуживаются. Совсем недавно это было задействовано в ситуации с запретом в Омске рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда»: Путин вместе с актером Евгением Мироновым привселюдно устроили спектакль с выяснением, кто же виноват в этом запрете. Продожилось все это на днях аккуратными месседжами Леонида Ярмольника, на всякий случай - на латвийском радио, по поводу того, что в цензуре театральной сферы виноваты в основном замы министра культуры с непрофильным образованием, а до них по иерархической цепочке все четко.
Причем, если понаблюдать, как участники программы периодически делали по очереди квадратные глаза, если в эфире от собеседника звучал какой-то условно крамольный месседж (например, о том, что «не только лишь все» россияне покажут Крым на карте), можно даже поверить, что на местах многое делается просто с перепугу. Но тогда возникает вопрос о целесообразности территории такого размера, который фактически блокирует процессы управления. И при этом ребята не оставляют попыток расширяться еще больше. Ну-ну. Жаль только, что в случае чего, видимо, останется виноватой Картинная галерея Керчи.
Чем дальше, тем подробнее вырисовывается картина происходящего: все, от Евромайдана до войны на Донбассе и оккупации Крыма, больше всего похоже на какую-то глобальную реконструкцию типичных действий империи в отношении близлежащих земель, которые она, однажды проснувшись, решила считать своими. Например, приблизительно дальнейшие расклады по Донбассу можно увидеть, не задействуя машину времени, а просто почитав разные совершенно не секретные мониторинги о Приднестровье образца 2013-2014 года с обширным бекграундом за последние 22 года. В частности, угадываются в этих бесконечных кишиневско-тираспольско-московских переговорах (где Молдова по определению в меньшинстве) бессмысленные ритуальные танцы Минских переговоров, по сути своей направленные на затягивание времени и отвлечение внимания на технические моменты.
В частности, для реконструкции используется пример, для России самый близкий и понятный – Советский Союз. А значит, должен быть и свой БАМ, стройка века. Отличие разве что в том, что экспедиций со всей России не снаряжают. А сходство – в основном в том, что по рядовым гражданам опять пытаются ради глобальных государственных интересов пройтись катком, причем практически в буквальном смысле. Например, 80 семей с улицы с кармически обреченным названием Цементная слободка решили отселить, потому как их дома стоят на пути строительства.
Россия – не Китай, где несколько лет назад произошел уникальный случай: пара пенсионеров отказалась отселяться с места строительства автобана, компенсация за жилье им показалась недостаточной. Строители тоже не стали особо подвигаться, в итоге трассу проложили практически под окнами.
Расчет в случае с Крымом, видимо, на то, что люди, не выехавшие до сих пор с оккупированной Россией территории на материк, готовы будут подвинуться, если помешают стройке. Выехавшие, как правило, определились почти сразу, перед этим немного повыносив оккупационной власти мозг неожиданными перфомансами – как, например, севастопольские курсанты, спевшие украинский гимн поверх российского.
Есть, конечно, исключения – неспособные выехать физически, а также условно «аполитичные», демонстративно закопавшиеся носом в бытовуху и рассчитывающие, что их не догонит.
Украине эпопея с Керченским мостом в каком-то смысле тактически выгодна: пусть играются в эти пасочки, лишь бы не пробивали коридор через Мариуполь. Но это если уподобляться и не видеть за сводками и картами живых людей. А идеи насчет диверсий на этом многострадальном объекте инфраструктуры в сочетании с укреплением мариупольского коридора, к сожалению, пока даже в воздухе не витают.