Обозреватель Без Табу объясняет, почему революционные события в Иране нельзя сравнивать с украинским Евромайданом.
Сейчас, в разгар революционных событий в Иране, находится немало тех, кто пытается обратить внимание на очередную «цветную революцию» в контексте примера для Украины. Мол, смотрите, как действительно надо восставать против эксплуатирующей всех и вся системы, а не то что мы – вышли на улицы, сменили одних воров у власти на других и ушли дальше смотреть телевизор.
Подобные манипуляции звучат и выглядят бестолково, даже если не пытаться как следует их проанализировать. А анализ и вовсе дает немало пищи для размышлений. Так почему же иранские события нет смысла использовать в качестве кальки на украинские реалии?
Прежде всего, тамошнее и здешнее понятия бедствования несколько отличаются. Рядовой украинский рабочий после сообщения о том, что его иранского товарища по несчастью не устраивает минимальная оплата труда в размере доллара в час, буркнул бы про себя что-то вроде «ишь как зажрались, басурмане». А за чертой бедности что там, что тут вполне официально находится большая часть населения. Причем в Украине статистика была бы куда более плачевной, кабы основные показатели не были привязаны к искусственно заниженному прожиточному минимуму, составляющему ныне около 60 долларов на душу населения.
Вот только у нас на эти самые шестьдесят условных единиц выжить что в теории, что на практике несравнимо легче, чем в Иране. А все благодаря природным и климатическим условиям.
Украинцев за последние несколько веков не раз выручала удивительная плодородность земли и живучесть определенных культур в условиях сурового климата. Даже во времена сталинского террора окончательно добить народ не удалось, поскольку без зерна и картофеля люди перебивались крапивой, лебедой и другими дарами природы. А в бывшей Персии то рельеф строго гористый, то избыток солей в почве на равнинах (в основном в районе Каспийского моря), то лето слишком сухое и жаркое…. В общем, даже многие привычные продукты питания, например – банальные яйца, завозить приходится из-за границы. И на цены это, разумеется, влияет.
Добавьте сюда несравнимо более высокую себестоимость кубометра пресной воды, и получится, что в Иране при условно одинаковой средней зарплате (давайте уж позволим себе такое допущение) покупательная способность явно ниже украинской. Проще говоря, нас до такой планки бедствования в последний раз доводили с четверть века назад, когда и денег особо не было, и в магазинах на прилавках поначалу было пусто. И не ринулись же собирать обратно по кусочкам СССР, как видите.
Почему же иранцы так долго терпели бедственное положение? Вот здесь и кроется главное различие между странами.
Дело в том, что Иран в религиозном плане – даже не консервативное, а наглухо консервативное государство. И глубоко заблуждаются те, кто считает реальным первым лицом и руководителем страны президента. Эта должность здесь сугубо представительская и, возможно, даже больше напоминает синекуру, чем в каком-нибудь ненавистном некоторым иранцам Израиле или Германии. Настоящее влияние на народонаселение здесь имеет разве что Высший руководитель Ирана, он же рахбар, он же факих. Великий аятолла – это все же титул исключительно религиозный, а не политический, хотя здесь одно давно уже переплелось с другим.
Так вот, слово Высшего руководителя в Иране после исламской революции 1979 года стало сродни приказу, обязательному для выполнения в мельчайших деталях, и не только для местных жителей. Не так давно здесь проходил чемпионат мира по шахматам, и участниц женского пола независимо от гражданства обязали перемещаться по улицам исключительно в хиджабе и строго в сопровождении лиц пола мужского – мол, нельзя сеять смуту, а то наши еще подумают, что где-то в мире с непокрытой головой ходить можно. Кто мог, тот от участия в этом пропагандистском шоу отказался, а вот чемпионке мира Анне Музычук, например, тогда пришлось прогнуться из-за условий спонсорского контракта. Об этом Анна Музычук рассказала в интервью Без Табу, а позднее расширила свой ответ на фейсбуке. Между прочим, ее пост стал самым популярным в украинском сегменте соцсети.
Иранские протесты любопытны прежде всего тем, что население восстало не только против коррумпированных на всю голову политиков, а и против Высшего руководителя страны Али Хаменеи. Оказывается, что за без малого четыре десятка лет даже самым покорным и смирным мусульманам может надоесть то, что духовный лидер раз за разом прикрывает свои капризы необходимостью беспрекословного соблюдения заповедей Корана, а его дети стали миллиардерами.
Конечно, если какие-нибудь сунниты (или вовсе неверные) начнут под боком качать права на религиозной почве, то этот самый народ по отмашке Хаменеи ринется с кулаками и холодным оружием доказывать, кто тут носитель истинной веры. Но пока что рядовой иранец вполне осознанно протестует едва ли не против «живого воплощения Аллаха» в отдельно взятом государстве.
В Украине настолько радикальный уровень протеста представить не то что сложно, а невозможно. На религиозном уровне так точно, поскольку основным течением у нас остается даже не христианство, а так называемый «православный атеизм» советского толка. Чтобы там не мнили сторонники УПЦ МП. В Иране пойти против религиозного лидера – это все равно, что в Украине всей страной отказаться от употребления алкоголя в праздники и мелкого взяточничества по поводу и без. Не занести медсестре коробочку «Птичьего молока», чтобы потом иметь негласное право проскользнуть на УЗИ без очереди? Нет-нет, вы что, это действительно невозможно.
Вот потому и не подходит Иран даже в качестве гипотетического образчика. Слишком радикально потому что.
Виталий Могилевский, Без Табу