Власть: Хороший фильм, которому Оскар не светит

21.02.2019, 10:30
Оскара, Оскара... - фото 1
Оскара, Оскара... / Дик Чейни в кабинете у Буша-младшего

Мы тут недавно заявили, что фильм не о флоре и фауне Зеленая книга имеет все шансы и нагнуть, и обскакать всех остальных претендентов на Оскар-2019. От своих слов не отказываемся, но есть среди претендентов более резкая, дерзкая и жесткая картина, которая могла выйти в США только сейчас – Власть.

В Украине фильм «Власть» пролетит не то чтобы как фанера над Парижем, но точно как Хилари Клинтон на выборах. Хотелось бы провести красивую аналогию с украинскими реалиями, но так как в центре нашего внимания фильм об американской политике «Власть» - сорян. Разбираемся, почему фильм Адама Маккея пролетит над «Оскаром» при всем его интересном внутреннем наборе.

Власть: Хороший фильм, которому Оскар не светит - фото 173203
В ожидании Оскара, которого не будет

«Власть», которая на самом деле может быть и не «Властью»

В центре истории - толстый, абсолютно неприятный и безалаберный Дик Чейни. Тот самый Дик, о котором вы точно не слышали до 1969 года. Потому что этот Дик был тряпкой и алкоголиком, подрабатывал электриком где-то в штате Вайоминг. Ругался с собственной женой и постоянно ловил от нее панчи про то, что так и не закончил Йельский университет. В конце концов, женушка Линн ставит бездарному мужу ультиматум: либо она покидает его, либо он подрывает свою толстую задницу и начинает чего-то добиваться. Дик Чейн со скрипом выбирает второй вариант и устраивается в 1969 интерном в администрации президента Ричарда Никсона.

Власть 2010 – смотрите онлайн трейлер фильма:

Год за годом Дик Чейни учится, хватает все на лету, изучает все законы политических джунглей. И в результате тот самый экс-алкоголик и электрик становится одной из самых влиятельных фигур не только политикума США, но и всего мира. Красиво наплевав на все действующие законы и найдя один жирный прокол в них же, Дик Чейни стремится к установлению унитарной власти на просторах американской демократии. Пока на президентском посту восседает младший Буш, Дик Чейни крутит и вертит на причинном месте внешнюю и внутреннею политику Штатов, возвращает пытки и начинает войну с Ираком.

На самом деле, картина «Власть» в оригинале совсем такой не является. Тут уж особенности перевода и локализации на нашу аудиторию. «Vice» - а это именно оригинальное название – можно перевести как просторечное «вице-президент», но можно также и как «недостаток», «порок», иногда даже «двуличие» - все зависит от контекста. Но именно подобные слова описывают все, о чем рассказывает фильм. Точнее - главного персонажа фильма и подход режиссера к его образу.

Но использовать перевод «власть» вполне адекватно для этого фильма. Ведь он рассказывает не только о двуличии, притворстве и одном сплошном пороке вице-президента Дика Чейни. Как не крути, да с большими сюжетными потерями, но фильм «Власть» все же рассказывают о стремлении к высоким постам, всеобъемлющей власти и безграничном влиянии. Короче, все хотят откусить кусочек американского пирога, но самый жирный достанется только одному. Он может и наестся от души, но расплачиваться будет не только лишним весом.

Жадность фраера погубит

Но не Дика Чейни. Американский вице-президент - фигура в истории заметная, хоть и довольно теневая. То есть, мы знаем, что он существует и что-то делает, но что конкретно – вопрос под тридцатью печатями. Из фильма мы узнаем, что Дик Чейни был тем еще пройдохой, которому все мало и мало власти. Этот человек занимал в разное время должности министра обороны, главы президентского аппарата. А ради поста вице-президента нашел лазейку в американском законодательстве лишь бы попытаться перейти к унитарному правлению государством. Если копаться в книгах по политологии либо просто ввести в гугл «унитарное государство» вам лень, вспомните Палпатина из «Звездных войн». Ну, или как делают персонажи фильма: Галактуса из комиксов.

Власть: Хороший фильм, которому Оскар не светит - фото 173202

Костюмы разные - в остальном сходство невероятное

Казалось бы, человек с заурядным умом, но хваткой голодной пираньи управлял такой демократической машиной как Соединенные Штаты чуть ли не с одной рукой на руле. А попутно успешно манипулировал не только людьми и законопроектами, но, пожалуй, и всем миром. В картине «Власть» нам так и набрасывают доказательств того, насколько Иракская война оказалась бессмысленной и беспощадной, США понесли крупные человеческие и финансовые потери. Но не Дик Чейни. Ведь по некоторым данным, его компания – знаменитая Halliburton - нормально так обогатилась.

Примерный семьянин в одной части и наглая лицемерная пиранья в другой – приблизительно так подошел к вопросу экранизации истории Дика Чейна режиссер Адам Маккей. При этом выбрав максимально удачное время. Ведь неоднозначный республиканец Чейни в свое время, может, и вешал лапшу людям. Но сейчас он никак не вписывается в современные американские реалии. Так что, с такой фигурой в кино может справиться только очень хороший актер.

«Спасибо тебе, сатана, что вдохновил меня на эту роль»

Сказал Кристиан Бэйл на вручении премии «Золотой глобус» за исполнение роли Дика Чейни. Бэйл – великолепный актер, который отдается своим героям если не по максимуму, то уж точно продавая душу дьяволу. И роль Дика Чейни точно будет красоваться в списке его лучших работ. Начнем хотя бы с внешнего вида Кристиана Бэйла в фильме «Власть». Схожесть – на лицо. Ради роли актер ел пироги так, будто видел их в последний раз в своей жизни. Итогом стали +20 килограмм к весу.

Власть: Хороший фильм, которому Оскар не светит - фото 173204

На фото один и тот же человек

Кому-то покажется, что это нормально. Но в случае с Бэйлом – это может быть и катастрофа. Ради «Машиниста» он сбросил до 55 кг, потом набрал 30 кг для «Темного рыцаря» и так далее. Подобные скачки веса уж никак позитивно не отображаются на здоровье. А заодно и говорят о том, насколько актер отдается работе. Это даже не система Станиславского, а маниакальный трудоголизм.

С физическими данными разобрались, но пришлось потрудиться Бэйлу и в духовном плане. Повторяя опыт Рами Малека ради роли Фрэдди Меркьюри в «Богемной рапсодии», Бэйл пересмотрел все, что только можно при участии Дика Чейни. Выучил его манеру говорить, двигаться. При этом позволял с добра режиссера все равно импровизировать во время съёмочного процесса. Но самое сложное – Кристиан Бэйл выучил названия государственных программ, о которых мы порой и знать не знаем ничего.

Власть: Хороший фильм, которому Оскар не светит - фото 173206

Женщина-мотиватор и серый кардинал американской политики

Но не только Кристианом Бэйлом обошлось. Неподражаемая Эми Адамс в роли его супруги Линн похоже, что тоже набрала лишних килограммов и то и дело щеголяет по экрану с разными прическами, в зависимости от периода рассказа. Тут же пробегает мимо комедийный (на самом деле – нет) актер Стив Карелл, исполняя роль первого учителя Дика Чейна – Дональда Рамсфелда, фигуранта нескольких дел о пытках. Немного меньше внимания уделили самому нелепому и смехотворному президенту США до Трампа - Джорджу Бушу-младшему в исполнении оскароносного Сэма Рокуэлла.

«Черт возьми, мы старались, как могли»

Коротенький дисклеймер в начале фильма понапрасну уменьшает заслуги режиссер Адама Маккея. Насколько бы неинтересно было бы высиживать украинскому зрителю за просмотром фильма «Власть», он свою работу по попытке показать Дика Чейни проделал превосходно. Вообще Адам Маккея стоит похвалить - это тот парень, который снимал так себе комедии по типу «Телеведущий» или «Копы в глубоком запасе» А потом, бац, и в номинантах на Оскар-2015 оказывается его фильм о мировом кризисе «Игра на понижение». Любопытно, что эта картина представлялась как биографическая драма, хотя выглядела местами больше как комедия.

А вот «Власть» будучи комедийно-драматическим фильмом, вообще не воспринимается как комедия. Ну, или комедия на максимально серьезных щах. Впрочем, это довольно распространённая практика западного кино, когда трагические либо серьезные вещи обыгрываются в сатирическом, ироническом и даже комичном амплуа. Адам Маккей пользуется этой тенденцией вполне успешно. Это касается изображения персонажей, подаче и самое главное – монтаже.

Власть: Хороший фильм, которому Оскар не светит - фото 173205

Кристиан Бэйл, который может сыграть все

«Власть» не выглядит как полноценный художественный фильм, больше напоминая что-то средне между художественной лентой и документалистикой. То есть все повествование разрывается между отснятым жизненным путем Дика Чейни и архивными кадрами того, что дядька творил в США и мире. Говорим о пытках – показываем пытки водой какого-то талиба. Начинаем войну в Ираке или Афганистане – в кадре появляются взрывы, стрельба и похороны американских военных. Энергетика, безопасность, социальная политика – все это доходчиво объясняется зрителю именно благодаря архивным вставкам.

Еще одна особенность картины в ее внезапном делении на две части. Так что, если на 60 минуте вы увидите титры, не спешите отключаться. Это всего лишь обозначение конца главы, в которой рассказывалась история семейного человека Дика Чейни. После этого антракта режиссер нас вносит в часть вторую – жадность и лицемерие. Интересно играет Адам Маккей и с аналогиями, которые проводит в фильме. Если Чейни что-то пытается втирать младшему Бушу, то это будет выглядеть как удачная рыбалка, где рыбак забрасывает удочку, ловит и подсекает. Все эти приемы и рваный монтаж, разрушение четвертой стены, повторение сцен и телепортация зрителя из одного временного промежутка в другой – очень знакомые приемы режиссера Адама Маккея. И они играют со зрителем идеально. Причем «Власть» воспринимается гораздо легче чем «Игра на понижение».

Что там с Оскаром?

А вот с Оскаром-2019 у фильма «Власть» может быть не все так легко. Эта картина однозначно его заслуживает, но вот с конкуренцией в этом году жестче. Напомним, что «Игра на понижение» номинировалась в пяти категориях 4 года назад. «Власть» метит выше – восемь номинаций. Как и музыкальный фильм Брэдли Купера «Звезда родилась».

В категории «Лучший фильм» работа Адама Маккея однозначно проигрывает «Роме» Альфонса Куарона и «Зеленой книге» Питера Фаррелли. Да, «Власть» затрагивает важные и наболевшие аспекты современного американского общества. Но нынче в тренде ценности другие. Если в прошлом году победила игривая толерантность в виде «Формы воды», то тут, сорян, но расизм немного поджимает аудиторию.

Вполне может пролететь мимо и Кристиан Бэйл в категории «лучшая мужская роль». Смотря на тенденции в обществе и хвалебные отзывы критиков, будет неудивительно, если «Оскар» решил нас удивить и отдаст статуэтку Рами Малеку за работу в «Богемной рапсодии». Ну, а если нет, то Уильям Дефо и его Ван Гог достоин этой награды побольше Бэйла. Да и мужичку уже за 60 перегнало, может, пора бы ему «Оскар» дать на старости лет.

Сэм Рокуэлл заявлен у нас вновь в категории «лучший актер второго плана». Напомним, что за персонажа в фильме «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» он уже забрал истукана в прошлом году. Но тогда и особой конкуренции не было, если честно. А в этот раз она есть, довольно мощная и убедительная – оскароносный Махершала Али из «Зеленой книги».

Работа режиссера Адама Маккея номинирована также в категориях «лучшая режиссерская работа», «лучшая актриса второго плана», «лучший оригинальный сценарий», «лучший монтаж». И в еще одной технической номинации «лучший грим и костюмы». В ней то у «Власти» есть шанс победить, если, конечно, академики не решат отдать статуэтки «Черной пантере». В общем, вопросов много, а чего уже достоится фильм на деле - увидим уже 23 февраля.

Настя Белова, Без Табу

Без Табу

Публикации