Как РПЦ долго шло к тому, чтобы стать самочинным сборищем без сопричастия с мировым православием.
Одним прекрасным утром Генриху XVIII, королю Англии и большому поклоннику тирании и абсолютной власти, так осточертел Папа Римский и его окружение, лезущие со своими уставами в пока еще не чужой монастырь, что он скомандовал отделиться и основать собственное религиозное течение. Нежелание Папы утвердить развод короля Англии создало прецедент и изменило ход истории.. Так появилась без проблем дожившая до наших дней Англиканская церковь. И Ватикан с ее существованием, по большому счету, давно примирился.
Попытка РФ повторить средневековый английский опыт изначально превратилась в дешевую и состряпанную на коленке пародию. Так называемый «Третий Рим» в который раз выставил себя дремучим залесьем – на этот раз и с официальной, и с фактической стороны. На далеких островах полтысячелетия назад это хотя бы деликатно обставили как одну из важных составляющих Реформации. А реакция РПЦ как структурного подразделения русских спецслужб напоминает шутейную песенку «Не подходи ко мне, я обиделась» в исполнении Милявской и Цекало.
На первый взгляд, конечно, все выглядело безобидно. Срочно созванные на оперативное совещание под вывеской синода «агенты в рясах» для начала решили не упоминать более патриарха Константинопольского за своими богослужениями. Но на деле это первый шаг к точке невозврата. А далее последовало объявление о прекращении участия в структурах, где председательствует Константинопольский патриархат. На десерт – угроза полного разрыва отношений.
Мотивация столь радикального решения понятна даже людям, которые политикой и религией не интересуется. Используя так называемых священнослужителей в качестве рупоров, Кремль прямо заявляет: Константинополь пытается «отжать» у Московского патриархата Украину, занимаясь там не согласованной с РПЦ деятельностью. И действительно, заслав экзархов после неоднократно подтвержденного обещания выдать Томос, вселенский патриарх Варфоломей неприкрыто посодействовал постепенному выходу из-под российского влияния огромной страны, которую в окружении Путина почему-то по сей день считают «сырьевым придатком РФ».
Неминуемость создания единой автокефальной поместной церкви в Украине подтверждает один любопытный факт: немало известных личностей, ранее неоднократно заявлявшие о своей верности «УПЦ МП», начали переобуваться на ходу. Классический пример – Борис Филатов, который в религиозной среде известен как староста одного из приходов Московского патриархата в родном Днепре, а не бургомистр. Еще пару месяцев назад он в соцсетях в свойственной ему хамской манере слал прихожан УПЦ КП и прочих несогласных по известному адресу. А сейчас резко сменил курс и даже поделился восторженными впечатлениями от беседы с одним из экзархов. Оно и понятно: если уж принял сторону Порошенко, то будь добр поддерживать все его начинания. В данном случае это скорее плюс.
Но с исторической точки зрения интересно кое-что другое. Хоть князь Владимир, по легенде, и крестил свое государство еще в конце десятого века, однако для перераспределения сфер влияния и перенесения центра управления всеми православными делами в Москву понадобилось без малого полтысячи лет. Многочисленные «историки при погонах» в РФ любят настаивать на том, что фактическую автокефалию РПЦ получила в 1448 году - классической методикой “ДНР” - самопровозглашением. Вот только на официальном уровне признание каноничности случилось лишь в 1943-м, в разгар войны, которую кремлевская пропаганда упорно называет «Великой Отечественной». А до этого «самостоятельность» выражалась преимущественно упорным и показательным несогласием с Константинополем даже по мелочам.
Вдвойне занятно, что руку к легализации РПЦ приложил кровавый тиран Сталин. И вовсе не потому, что вспомнил о босоногом грузинском детстве, а потом решил, что народу в трудные времена нужно верить не только в серп и молот. Именно в тот период священнослужители окончательно переквалифицировались в «агентов в рясах» на фоне плановых гонений на церковь в СССР. В самом деле, кому взбредет в голову счесть шпионом какого-нибудь митрополита, в последний момент прицепленного к очередной «миссии мира».
Потому-то нынешние намерения разойтись с Константинополем по-плохому выглядят самоубийственно. РФ за последние четверть века путем религиозного влияния получила больше очевидных и неочевидных активов, чем через политику в чистом виде. А ведь «спорной территорией» нынче является не только Украина. Каноничность РПЦ давно оспаривается в Китае, Монголии и Эстонии, а другая РПЦ – Румынская православная церковь – неоднократно заявляла претензии по поводу Молдовы. Мало того, что земля в последние четыре года стремительно уходит из-под ног тоталитарного кремлевского режима, так Путин с приспешниками еще и сами решили рубануть сук, на котором вроде бы надежно уселись.
Мы от этого московского безрассудства останемся исключительно в выигрыше. Не только ведь сами получим Томос, но и будем наслаждаться утратой былого могущества давнего врага. Где Владимир крестил Русь, там и будет истинное православие – история все же имеет привычку двигаться по кругу.
А спецподразделению раскольников только и останется, что ездить в Солсбери посмотреть на собор и его шпили. Если британские пограничники, конечно, пропустят.
Виталий Могилевский, Без Табу