Коли падають дерева: Секс в болоте, детская наивность и социалка

18.09.2018, 14:10
Фильм Марыси Никитюк поднимает не детский темы - фото 1
Фильм Марыси Никитюк поднимает не детский темы / Кадр из к/ф Коли падають дерева

Картина режиссера Марыси Никитюк точно еще не раз появится в новостных лентах под заголовком «получила награду». Но насколько украинский зритель готов опять столкнуться с совковой обыденностью, откровенной эротикой и нещадным жанром артхауса… Этот вопрос остается открытым.

Наша песня хороша, а теперь давай сначала. Фильм «Izi» показал во всей своей красе совок в украинском селе где-то на Западной Украине. Картина «Припутні» ткнула некоторых украинцев носом в то, что творится вокруг нас, какие мы на самом деле и вообще выступила в кино под грифом «житейская комедия».

Лента «Уровень черного» Валентина Васяновича должна была стать примером того, как Украина может работать в таком жанре как артхаус. Должна была, потому что ее послали от нас на «Оскар» 2018. Но, видимо, не судьба, зато как громко скакали и орали, что хорошо получилось. Собственно, все вот эти выше перечисленные отдельные черты украинского кинематографа еще неоднократно повторяться на больших экранах, что ожидаемо. И вот она - дебютная работа Марыси Никитюк «Коли падають дерева». Удар поддых в жанре артхауса со стремлением показать нас в совковых реалиях.

Коли падають дерева – о чем фильм:

События фильма развиваются в одной из провинций, где украинцы проживают с ромами бок о бок. Но не о борьбе с расизмом идет речь - в центре сюжета молодая школьница - бунтарка Лариса. Юношеский максимализм на полную мощь, сексуальный первый парень на районе Шрам, и куча подростковых тараканов в голове. Собственно, тараканы ей нужны для того, чтобы убежать от реальных проблем. А точнее - от кончины отца. Проживает Лариса в деревне у бабушки вместе с двоюродной пятилетней сестрой Виткой. С мамой девушка видится крайне редко, ведь ей не всем по душе бесконечные разговоры о будущем.

К сожалению, Шрам умудряется вписаться в гопоту и хулиганье стиля девяностых. В ходе бандитского рейда он и его братва уложили мужчину и ребенка. Теперь Шраму необходимо скрываться и от закона, и от людей посерьезней. Лариса же в страшно долгом ожидании любимого и под давлением родни выходит замуж за примерного мужчину Рому. И весь ее юношеский максимализм, желание валяться на пляже с любимым и отдаваться плотским утехам, когда зачухается, пропадает. Или нет?

Коли падають дерева - смотреть трейлер фильма онлайн:

Частичка личного опыта, но само пришло. Так охарактеризовала сюжет фильма сама Марыся Никитюк. «Коли падають дерева» заявили о себе громко в Европе еще в феврале этого года на Берлинском международном кинофестивале. Но сама идея зарождалась в далеком 2013 году, на презентации в Таллине. Любопытство вызвал сам сценарий. И неудивительно, что к работе сразу же присоединилась Польша и Македония. Копродукция в украинском кинематографе дело уже привычное - «Izi», «Гніздо горлиці», «Гірська жінка: На війні», «Иней»… Получилось и сейчас.

Когда речь заходит о женщинах, снимающих о женщинах, говорить интересно. Не потому что феминизм, равные права и талант и так далее. А потому что женщина способна рассказать о своей судьбе максимально пронзительно и чувственно, как бы это ванильно не звучало. Марыся Никитюк это постаралась сделать. Весь ее сюжет – это тесно переплетенные истории трех разных поколений.

Пятилетняя Витка и белые лошади… Так бы могла называться глава первая, будь «Коли падають дерева» книгой. Этот маленький ребенок – каждый из нас в детстве. Нетронутый обыденными проблемами и заботами. Не страдающий от взрослых переживаний и эмоций. Абсолютно чистый и вечно витающий в своих фантазиях. Блуждает между огромных тыкв и импровизированных джунглей. И постоянно ищет белую лошадку. Что главное – еще без принца.

Коли падають дерева: Секс в болоте, детская наивность и социалка - фото 148107

Кадр из к/ф Коли падають дерева

На первый взгляд может показаться, что роль Витки абсолютно проста. Ведь тогда ребенку – Соне Халаимовой – необходимо просто быть собой, правда, на фоне зеленки. Но как оказалось, на долю Сони упало несколько эпизодов, заставляющих зрителя переосмыслить все детское мышление и восприятие. Когда маленький ребенок обнимает статую ангела на кладбище и просит бога о жизни – уж простите, но никакой маленький актер «Бобота» в сравнение не пойдет с персонажем Халаимовой по актерскому таланту. Этот ребенок – находка и Марыси Никитюк, и украинского кинематографа. И мы еще увидим ее в картине «Серафима», что тоже работа Никитюк.

Глава вторая. Подростковые тараканы, истерики и Лариса. Большая часть фильма посвящена истории именно этой героини. Она молода, раскована, влюблена в крутого и красивого парня. Отдается плотским утехам в кустах и на деревьях, когда ей только захочется. Получает люлей от бабушки и мамы. Подвергается критике в стиле «шалава» от окружающих. Ведет себя наивно как ребенок, ждет любимого. В конце концов, ломается под давлением матери и бабушки, выходит замуж просто, потому что так требует общество. Страдает, когда узнает, что Шрам обещал вернуться. Во всем этом она еще и пытается быть хорошей сестрой для Витки. История Ларисы – это, конечно, не история каждой третьей украинской девицы. Но ее характер – ядреная смесь самоуверенности, мечтаний и наивности, которую можно встретить часто.

Коли падають дерева: Секс в болоте, детская наивность и социалка - фото 148108

Кадр из к/ф Коли падають дерева

Будучи взрослым человеком с работой, домом и семьей, когда смотришь на Ларису, так и хочется покрутить виском у пальца и назвать ее глупой истеричкой. Но потом можно вспомнить себя и попридержать нелестные комментарии в ее сторону. К сожалению, персонаж Ларисы запоминается не так ярко как Витки. Она выглядит типичным подростком со вседозволенностью. Мы таких встречаем во дворах и на падиках. Анастасия Пустовит сыграла качественно. Где надо и поорет, где надо и помолчит. Недаром девушка получила награду на Одесском международном кинофестивале. Но если браться за сравнения, то персонаж Пустовит уступает по образу Халаимовой. С другой стороны, ребенка уступит любой.

Отдельным небольшим абзацем хочется вспомнить молодого актера Максима Самчика, исполнившего роль возлюбленного Ларисы – Шрама. Определенно юноша будет иметь успех в украинском кино. Среди женщин и девушек он точно успех поймает, если уже не поймал. И в будущем нас ожидает еще один фильм с его участием в стиле комиксов «Фокстер и Макс». Конечно, еще посмотрим. Но дамочки, держите ваши сердечки ладошками.

Коли падають дерева: Секс в болоте, детская наивность и социалка - фото 148110

Кадр из к/ф Коли падають дерева

Глава третья. Благочестивость и смирение. Есть определенный сценарий жизни. Успешный, так сказать, по некоторым рамкам. Мы рождаемся, учимся в школе, универе, выходим замуж, строим карьеру, приветствуем внуков, умираем с мыслью, что достигли своего топчика. Переставляйте как вам удобно. Но в современном обществе большая часть людей живет именно по такому плану. В принципе, по приблизительной схеме прожили свою жизнь и главные героини старшего поколения – мать и бабушка Ларисы. И как родственники для своего чада они хотят ровно того же успеха по жизни. Именно эти два персонажа становятся пинком к свадьбе подростка на добросовестном и законопослушном гражданине Роме. А для мелкой Витки они те самые взрослые, которые должны стать примером.

К сожалению, хоть матери и бабушки выделена своя отдельная линия в сюжете, раскрытия мы так и не увидим. Хотя вот же звучит фраза со стороны матери, что после смерти мужа она так и слышит его шаги по квартире. Это минус картине. Ведь затравка неплохая, но слита в борщ. С другой стороны, старшее поколение в фильме свою роль исполнило – стереотипная жизнь, предпочтение старым добрым традициям и отсутствие желания риска или перемен.

Коли падають дерева: Секс в болоте, детская наивность и социалка - фото 148109

Кадр из к/ф Коли падають дерева

Традиции в этом фильме предпочтительно совковые. Особо ярко это заметно в сцене свадьбы главной героини. Мол, вот оно часто звучащее «горько» со стороны подбухнувших гостей. Вот и парочка молодоженов на фоне ковра, за столом, растянутым между двумя старыми комнатами. Танцы до упада, но не под Монатика. И длинные глубоко философские тосты. Марыся Никитюк еще раз нам напомнила о том, что в нашем обществе не искоренилось за годы Независимости. Кому-то в кинозале будет горько на это смотреть. А кто-то может и поплеваться, мол, ничего плохого в этом нет. Фидбек на фильм – это успех, если он есть.

Заканчивая эти пляски в постсоветском пространстве, надо кое-что упомянуть еще разочек. Это тут, в тексте, расписаны характеры и посылы. Но картина Никитюк абсолютно не рассчитана на широкую аудиторию. Такие вот особенности жанра, что артхаус понравится не всем. Ведь многие в кинотеатры идут не для того, чтобы совсем закопаться в раздумьях и догадках над тем, что происходит на экране. Многие хотят в зале отдохнуть над незамысловатым сюжетом или сюжетом, который выкладывается максимально просто и доступно. А тут придется думать и гадать, строить теории и фантазировать. Ведь значительная часть сюжета передается при помощи невероятной картинки.

Да, это один из самых главных плюсов – операторская работа поляка Михала Энглерта. Пока главная героиня испытывает оргазмы при соитии, зритель способен испытать визуальный оргазм. Это бесспорно лучшее в фильме «Коли падають дерева». Особенно хорошо поработала команда над эротическими сценами. Письками и сиськами нас в кино уже не удивишь. А от недавних пор - и в украинском. Но тут работа проделана невероятная. Каждый кадр и ракурс хорош. Правда, длительность сцен подобного характера под фразу «будем трахаться до тошноты» так и может вызвать ответку «трахаться до тошноты зрителя». Но опять-таки, Марыся Никитюк как дебютант в кино хоть и рискнула скакать с одного жанра в другой и в третий, визуальное добро вас не спасет от легкой скуки. Ведь действие тут происходит весьма серо по тонам и медленно.

Коли падають дерева: Секс в болоте, детская наивность и социалка - фото 148110

Кадр из к/ф Коли падають дерева

«Коли падають дерева» - еще 100% появится в новостной ленте Без Табу под заголовками «западные критики оценили» или «получили награду». Но, несмотря на весь суп из таких обыденных для нас элементов как совковых привычек (сколько мы еще получим фильмов о них), стереотипов об идеальной семьи и любви, юношеском максимализме и детской фантазии, украинский зритель фильм может не заценить. Просто потому что это нещадный жанр, не рассчитанный на широкую аудиторию. А концовка может вызвать два чувства – недоумение либо ярость.

Коли падають дерева: Секс в болоте, детская наивность и социалка - фото 148113

P.S. «Коли падають дерева» обладают еще одним невероятно колоритным персонажем – старшиной ромов. О да, Марыся Никитюк подняла тему взаимоотношений двух народов до того, как это стало мэйнстримом.

Настя Белова, Без Табу

Фильм Марыси Никитюк "Коли падають дерева" в украинском прокате - с 13 сентября 2018

Без Табу

Публикации