Изображая жертву: Как русская пропаганда вновь села в лужу

20.10.2018, 12:50
Россия рекламирует украинский фильм - фото 1
Россия рекламирует украинский фильм

В России знатно полыхнуло от украинского кино - лауреат Канн - фильм “Донбасс” - показал правду о войне на Востоке Украине. Естественно, у оккупантов из-за это случилась истерика, однако нужно понимать, что критика «Донбасса» кремлевской пропагандой неуместна - хоть в Австралии, хоть где-либо еще.

Есть у подданных Путина и его предшественников презабавная традиция. Напакостят географическим соседям или дальнему заграничью, наворотят дел, а в ответ на попытки изобличения вопят нечеловеческими голосами: «Русских людей обижают!». Зачастую это звучит забавно и выглядит трагикомично, но не в контексте агрессии против Украины. Ведь за последние лет каких только методов в РФ не перепробовали для дискредитации и подавление движения по выходу бывшего «сырьевого придатка» из-под контроля «союзного центра». Теперь вот дошли до того, что невинными жертвами стали прикидываться.

Премьера фильма Сергея Лозницы «Донбасс» состоялась еще весной в Каннах - 9 мая, но официальной реакции из-за поребрика до последнего времени не было. Разве что полуанонимные обитатели российского сегмента интернета ядовито отплевывались на разнообразных кинофорумах. Оказалось, что в Кремле всего лишь выжидали паузу И дождались момента, когда положение государства-агрессора на международной арене стало по-настоящему плачевным. С такой позиции гораздо проще взывать к неравнодушной общественности.

Судите сами. Религиозного влияния на Украину РФ с подачи Константинополя лишилась – раз. Локальную войну на рынке энергоресурсов “Нафтогаз” у “Газпрома” по решению Стокгольмского арбитража выиграл – два. Попытка рейдерского захвата украинской акватории Азовского моря привела к грядущему стягиванию в этот регион сил НАТО и возрождению украинского флота – три. Самое время попытаться выставить новую киевскую власть в дурном свете с параллельным напоминанием о том, что кремлевский тоталитарный режим готов до последнего защищать свои сомнительные ценности.

Донбасс - смотрите трейлер фильма онлайн:

Стоит отметить, что на сей раз путинская пропаганда зашла действительно издалека. Выбор посольства РФ в Австралии на роль рупора оказался настолько нетривиальным, что действительно привлек к себе внимание. Дипломатическое представительство отнюдь не дипломатичным тоном дало характеристику и «Донбассу», показ которого прошел в Канберре, Мельбурне и Сиднее, и съемочной группе, и прокатчикам, не говоря уже о тех, кто решился кино это посмотреть. Подано все было под вывеской «антироссийской пропаганды». Вот только представленные в заявлении тезисы либо мгновенно перекрываются правдивыми контраргументами, либо попросту смешат.

Теперь он театральный критик: Дипломаты страны-агрессора самопровозгласились

Режиссеру Сергею Лознице, в частности, вменяют в вину то, что он постриг всех жителей Донецкой и Луганской областей под одну гребенку – мол, что ни житель Донбасса в фильме, то моральный урод. Кремлевские критиканы, видимо, забыли о тенденции советского еще кинематографа, согласно которой любой персонаж, говорящий на украинском языке в русскоязычной картине военно-патриотического жанра, автоматически становится негативным. Это даже в современность перенеслось – достаточно вспомнить бестолковый и ужасный с точки зрения матчасти «Матч» Малюкова, в котором между общением в быту на украинском и пособничеству гитлеровцам поставлен лживый знак равенства.

Приплели сюда и подзабытое уже заявление Евгения Нищука о «неполноценных» жителях восточных областей Украины. Министр культуры, конечно, мог бы тогда изъясниться тактичнее, но имел-то он ввиду совсем другое. Множество местных обитателей действительно были завезены сюда в послевоенные времена из наиболее депрессивных регионов РСФСР или являются их потомками. Немудрено, что от украинских культурно-языковых реалий они все еще далеки. В конце концов, кто бы уже проводил пароль с гитлеровскими «недочеловеками», как не последовательные сторонники философии «советского народа как единой общности», где одна нация по умолчанию считалась привилегированной. А остальные – вполне себе ущербными.

Даже Австралии досталось за то, что австралийцы получили возможность оценить «поделку, разжигающую межнациональную рознь». Правда, науськанные Кремлем «дипломаты» запутались в терминологии. Мультикультурализм Зеленого континента тем и отличается от горбачевского “плюрализма мнений”, что возможность высказаться имеет действительно каждый. По сути, подданных Елизаветы ІІ обвинили в том, что они не занимаются «зажимом гласности». Забавно, что и говорить.

При этом информационная атака на Украину не только со стороны РФ и не только по поводу «Донбасса». Одиозный лидер Лиги Севера Маттео Сальвини, дослужившийся до должности вице-премьера итальянского правительства, например, крайне гневно высказался о грядущем получении Томоса единой УПЦ. И если возмущение православного атеиста Лукашенко хоть как-то вписывается в логику событий, то интерес со стороны нерядовых католиков непосвященному человеку понять тяжело. А все потому, что дело тут не в религии, а в спонсорских подачках Москвы ломбардским сепаратистам. Это, к слову, далеко не первая и не последняя ласточка.

Однако важно прежде всего то, что самой Москве в цивилизованном мире веры давно нет. Бывает, что приходиться ударять по рукам в вопросах большого бизнеса, но в остальном РФ воспринимается как сборище варваров-скрепоносцев. Оно и немудрено, если брать на вооружение исключительно приемы побежденных врагов вроде Третьего Рейха. А каравану под украинским флагом так или иначе предстоит продолжать движение на запад без оглядки на лай со стороны Кремля.

Путь этот будет пролегать, в том числе, и через кинотеатры, где в эти дни вышел в прокат, тяжелый, но очень важный фильм Сергея Лозницы.

Виталий Могилевский, Без Табу

Без Табу

Публикации