Вышиванки в ГУЛАГе: Почему фильм "Червоный" не станет классикой

24.08.2017, 18:30
Фильм "Червоный" вышел в прокат 24 августа  - фото 1
Фильм "Червоный" вышел в прокат 24 августа

На День Независимости, 24 августа, в украинских кинотеатрах стартовал показ фильма "Червоный" режиссера Зазы Буадзе. Грузин решил рассказать о тяжкой судьбе украинцев в сталинском ГУЛАГе.

"Червоный" – это фильм о герое, который не просто прошел ад того времени, но все-таки сломал систему - выбрался из лагеря.

Отметим, что его уже повозили по Украине. "Червоного" показали во Львове, Кривом Роге, Житомире и других городах. В Киеве допремьерный показ состоялся 23 августа в кинотеатре "Оскар", куда пришел столичный бомонд: от актеров до министров.

За основу фильма был взят одноименный роман украинского писателя Андрея Кокотюхи. Это безусловно порадует любого украинца: украинское кино + украинский роман.

Но несмотря на эти факты, а также предпраздничное настроение и веру в отечественное кино, "Червоный" мало порадовал.

В СМИ уже начали появляться сообщения, что "Червоного" сняли ВСЕГО ЛИШЬ за 3 месяца! Немного занимательной математики: съемочная смена в кино длится 12 часов. В месяце 20 рабочих дней, а это выходит 240 рабочих часов. Соответственно за три месяца у съемочной группы было 720 часов. Кстати, примерно за это же время был снял главный хит 2017-го - "Дюнкерк" - сьемки фильма стартовали в конце мая 2016 и были завершены в сентябре того же года (далее был постпродакшн).

Из локаций был только сам лагерь, где находились бараки, жилье охраны и прочие строения в которых проходили съемки.

Чистый хронометраж - 110 минут. За одну съемочную смену они могли снимать 1,5 – 2 минуты чистого (такого как мы видим на экране – ред.) материала. Это норма для лауреатов каннского кинофестиваля, к которым "Червоний" и близко не дотянул.

Сценарий

Как говорил Альфред Хичкок, для хорошего фильма нужен сценарий, сценарий и еще раз сценарий. "Червоному" не повезло уже на этом этапе – картонные персонажи, которые не понятно почему весь фильм избивают заключенных лагеря. Главный НКВДшник, майор Абрамов, шаблонный настолько, что пьет спирт стоя. Потом он пытается бить свою жену, которая оказывается ему и вовсе не жена. Также жалуется, что постоянно нужно писать рапорты, но не понятно кому. Да и отчета никто из "верхушки" не просит.

А в одну из ночей по приказу начальника лагеря зеки отправились на убийство украинских политзаключенных. И если это задание главного, то и скрываться нечего. Однако герои из одного барака тайком перебираются в другой. Зачем эта скрытность?

И чем дальше смотришь фильм, тем больше задаешь вопрос "зачем он это сделал", "зачем он орет" и так далее.

Андрей Кокотюха - достаточно опытый автор, поэтому пустышка вместо сценария откровенно огорчают.

Музыка и звук

Если сцена не может держаться на монтажном столе за счет внутреннего напряжения, нужно ее скрепить музыкой. За музыку отвечал начинающий итальянский композитор Франко Эко.

Каждая сцена была с музыкой, откуда она звучала и для чего - не важно. Главное звучит, бьет по ушам и пытается выбить из тебя слезу или патриотизм. Но. как известно, чтобы заставить человека заплакать, - не нужно плакать на экране. Сведение звука ужасное. Часть звука взята с площадки. Высокие частоты еще слышно, но за ними не слышно в некоторых моментах реплик героев. Звуки выстрелов так оглушают, что приходишь несколько минут в себя и уже не очень следишь за очередными репликами.

Временами было впечатление, что зрителю показывают не фильм, а подборку клипов.

Картинка, операторская работа.

На фильм выделили 20 миллионов гривен. Кто-то скажет - ого, как много. А люди, приближенные к кино - ого, как мало. Но на самом деле это довольно приличный бюджет, почти миллион долларов. Не голливудский, конечно. Но и рабочая сила в Украине стоит в 10 раз меньше чем на Западе, а съемочная техника на ренталах (аренда техники) и того раз в 15.

Но бюджет никак не повлиял на картинку, операторская работа - лишь бы была. Крупные пафосные планы. Дождь, снег - ничего не помогало выстроить атмосферу и держать зрителя хоть в каком-то напряжении.

Картинка на экране больше напоминает сериал о "ментах", а не художественный фильм, где каждый кадр должен быть выверен и каждое движение камеры осмыслено.

Отдельное "спасибо" авторам фильма за последнюю сцену, которая по цветам отличалась от общей картины. Тут либо лень было "докрасить", либо хитрый творческий ход, который не удалось разгадать.

Режиссура

Хороший режиссер может спасти картину даже на этапе съемок. Этим кораблем пригласили управлять Зазу Буадзе. Кино о трагедии украинца из УПА и украинца из советской армии снимает грузин. Предположим, что ему эта тема близка и болит, так же, как и жителям Украины, чьи родственники прошли через сталинский ГУЛАГ.

Возможно, поэтому на Пасху голодные заключенные вместо того, чтобы кушать паску, поют патриотическую песню, а один из заключенных стоит в бараке в вышиванке (откуда она взялась?). Для полной красоты красно-черного флага не хватало на заднем фоне.

Наверное, поэтому в одном из лагерей, который находится где-то на севере России (возможно, Норильск, ибо начальник лагеря мечтает уехать "на материк") снега зимой пару миллиметров. Солдаты, охраняющие заключенных, - юные мальчики, студенты максимум 2-го курса, которые неуверенно толкают заключенных. Наверное, поэтому все мерзнут, но нет даже пара изо рта.

Также "радует" снисходительное отношения начальства лагеря: заключенные в мороз работают в перчатках, а солдаты охраняют их с голыми руками.

Червоний: смотрите официальный трейлер фильма. Это лучшая его часть

С каждой минутой, ты даешь еще шанс этому фильму. Потому что ты хочешь, безумно хочешь верить, что украинское кино есть. Что можно сделать хороший патриотический фильм, за который не стыдно. Но надежды рушит новая сцена "Червоного". И не понятно куда ушли 10 миллионов наших налогов (50% фильма покрыло Госкино) и 3 месяца жизни съемочной группы. Печаль.

Александра Сервецкая, Без Табу

Без Табу

Публикации