Без Табу популярно объясняет, что не только людям культуры не стоит лезть в политику, но и политики точно также должны держаться на аналогичном расстоянии от людей искусства.
Тема творческой интеллигенции, неустанно лезущей в политику, не исчерпается никогда. Особенно в Украине, где выборы стирают различия между профессиональными шутами и клоунами-дилетантами. И если одних деятелей можно элегантно задвинуть на дальних план, то иных заслуженных деятелей критиковать как-то неловко. Хотя все же надо, чтобы не забронзовели как минимум.
Лесь Подервянский эффектно хвалит Порошенко
Помните, как на прошлой неделе Лесь Подервянский менее чем минутным выступлением сделал себя главной звездой форума, на котором выдвигался в президенты Петр Порошенко? Конечно, как такое забудешь. Неудивительно, что в сторону авторов одной из национальных идей Украины полетело немало критических стрел. Кто-то обвинил драматурга и художника в готовность продаться за админресурс, другие настаивали на том, что никакой творец, никакой человек искусства не должен опускаться до поддержки кого-то из видных бойцов политического фронта. Подобные мнения Александра Сергеевича интересуют и волнуют чуть более чем никак, но ситуация сложилась весьма симптоматичная.
Человек, посвятивший как минимум одну пьесу национальному вопросу, если и неправ, то лишь в том, что с приближением выборов все более нарочито демонстрирует собственную политическую позицию. Да и использовать свое имя как узнаваемый бренд президентскому штабу он подарил (именно что подарил, а не продал, как кажется некоторым) подозрительно легко. Того же Юрия Винничука пригласили в МВЦ скорее как зрителя, и не потому, что со сцены он понес бы привычный бред вроде «на восток от Збруча настоящих украинцев нет». Просто за пределами западных областей (да и то не всех) немолодой графоман, мягко говоря, мало кому интересен и не слишком известен. А с именем Лесь как на культурном, так и на бытовом уровне в первую очередь давно ассоциируются не Курбас или Сердюк. Если вы не знакомы с творчеством Подервянского, вы либо слишком юны для этого, либо обыкновенный ханжа.
Но беда на самом деле заключается в другом: непоследовательность как была болячкой украинского общества, так ею и осталась. Среди критиков легенды оказалось немало людей, слепо верящих в Юлию Тимошенко как десять лет назад, так и сейчас. И уж кому-кому, но не им разглагольствовать о том, что ни богеме, ни попсе в политике делать нечего, а агитацией не стоит заниматься и подавно. Ведь в 2009 году случился один из самых массовых прогибов звезд различной величины под одного из кандидатов в президенты. Вы ведь не забыли тот максимально политизированный концертный чес по Украине, правда?
Для тех, кто все же забыл, стоит напомнить, что по городам и весям колесила труппа, в составе которой помимо любимчиков люмпенов с неопределенной политической ориентацией нашлось место вполне патриотичным исполнителям вроде ТНМК. В организацию тура ввалили минимум 50 миллионов долларов, а в контрактах артистов, похоже, прописали пункт об обязательном призыве голосовать за благодетельницу в перерывах между песнями. А после поражения ЮВТ многие и вовсе честно признали, что трудились не за идею или ради победы, а за вполне твердую валюту. Если уж пинать Леся, то пинать нужно было и участников антрепризы «С Газпромом в сердце». Но тут срабатывает неписанное правило: плох лишь тот генератор контента, который поддерживает не твоего кандидата.
Впрочем, дальнейшие события дали понять, что есть вещи, до которых творческой интеллигенции действительно лучше не опускаться – например, членовредительство во всех смыслах. Конечно, из Спартака Хачанова творец и интеллигент такой же, как из Зеленского – видный государственный деятель. Но раз уж назвали две сотни фаллосов инсталляцией, то придется разгребать. Это уже не первая попытка замаскировать левые политические взгляды и позицию «мир в обмен на статус вассала Москвы» под ложный пацифизм. И молодчики из числа национал-патриотов пока реагируют настолько здраво, насколько они на это способны – вон якобы антивоенную выставку Давида Чичкана разгромили в позапрошлом году, скажем.
Инсталляция Спартака Хачанова - искусство или провокация?
Но выходка Хачанова все же выходит из ряда вон. Чтобы назвать борьбу с агрессией со стороны РФ «бесполезной фаллометрией», нужно либо не иметь ума вовсе, либо иметь в голове промытые кремлевской пропаганды мозги. Второй вариант куда ближе, если учесть, что с бегством в Финляндию этому, прости господи, скульптору помогла Оксана Малышева, ярая фанатка русского мира в целом и Захара Прилепина в частности. А ведь раньше была еще и другая поделка – сделанная из отходов мясного производства и выброшенная на помойку вышиванка. По-хорошему, активистам не кулаками надо было размахивать, а взять провокатора под белы рученьки и сопроводить до ближайшего военкомата. А там уже поинтересоваться, служил ли гражданин в ВСУ, или по какой причине не служил, если не довелось. С уютного дивана ведь отлично понятно, кто за что воюет, не правда ли?
Выводов напрашивается ровно два. Первый – творческой интеллигенции лучше держаться подальше от политики. Второй – политикам лучше держаться на аналогичном расстоянии от людей искусства. Нажиться на таких ситуативных союзах тяжело, а вот проблем нахвататься можно гарантированно.
Виталий Могилевский, Без Табу