Первый человек: От всех проблем надо убегать в космос
«Первый человек» - один из сотни фильмов-байопиков. Но один из тех, которые однозначно запомнятся. Манерой подачи, приоткрытой завесой над характером и внутренним миром Нила Армстронга в исполнении Райана Гослинга. И, конечно, первым шагом с героем там, где мы, скорее всего, никогда не окажемся.
Режиссер Дэмьен Шазелл – самый молодой лауреат премии Оскар за всю историю награды. Кто не помнит: в 2016 году именно его картина «Ла-ла-ленд» получила шесть золотых истуканов, в том числе за лучшую режиссуру. Да и думаем, все помнят этот фильм благодаря феноменальному фейлу с вручением награды в категории «Лучший фильм». Но не отходим от темы. Ведь Дэмьен Шазелл успел впечатать свое имя в головы синемафилов еще одной музыкальной драмой - «Одержимость» 2014 года. Но судя по всему, молодой творец решил отойти от плясок и песен, рискнув взяться за громкий проект «Первый человек» или же «Первый человек на Луне».
Нил Армстронг - человек-легенда
О да-а-а, именно громкий. История Нила Армстронга для американца как знание слов «Червоной руты» для нашего человека. Это некая святая из самых святых ниш в истории США. И байопик о нем - дело чести. Но! Смотря как он подается. Под соусом хвалебного американского патриотизма с идеализированным героем. Или все же в наборе не самых приятных фактов о герое всего человечества, а не только звездно-полосатой державы. Что делает Дэмьен Шазелл?
Первый человек – о чем фильм: 1961 год. Нил Армстронг (Райан Гослинг) работает себе летчиком-испытателем, рискует жизнью на опасных заданиях. Дома – отдается семейному несчастью. Вместе с женой Джин (Клэр Фой) борется за спасение жизни своей маленькой и любимой дочурки от страшной и неизлечимой болезни. Но единственная причина, ради которой Нил готов пожертвовать работой и карьерой, все же покидает этот мир. И именно это заставляет Армстронга встать на путь к мечете – добраться до Луны, где не бывала еще нога человека.
Он подает документы на космическую программу «Гемини». Отлично проходит отбор. Перебирается с семьей в Хьюстон. Чуть ли не сутками проходит испытания, изучает всю нужную и не совсем понятную зрителю информацию о космических полетах, гробит себя в прямом смысле слова. И при этом максимально отдаляется от супруги и двух сыновей. Им приходится становиться чуть ли не мужчинами в доме. А Нил Армстронг добивается своей мечты и произносит знаменитую фразу «маленький шаг для человека и огромный прыжок для человечества». На Луне.
Первый человек - смотрите трейлер фильма онлайн:
Любая американская дворняга знает биографию Нила Армстронга наизусть. И максимально в хорошем свете. Ведь он – герой, достояние нации, победитель космической гонки. Приблизительно такой образ представляют себе и другие жители голубого шара. Но Шазеллу этого не надо. Режиссер к неэмоциональной персоне Нила Арсмтронга подходит с другой стороны, при этом не забывая его героического свершения. Когда-то мы уже говорили, что байопик – дело тонкое. Где не прибрешут, то додумают. Где не додумают – загонят в сон. И байопики обычно снимаются в максимально размеренной, статичной и скучной форме чисто с той же визуальной точки зрения. Тут Шазелл тоже перевернул понятие классической биографической ленты в нечто байопик-экшончик-документалочка.
Дэмьен Шазелл гнет свою линию
Начнем с того, что фильм базируется на книге Джеймса Хэнсена «Первый человек: Жизнь Нила О. Армстронга». Сценарий обсуждался с детьми космонавта. И его сыновья стоят на защите Шазелла вот уже последние месяцы, ведь фильм в США прогремел со скандалом, к чему мы еще вернемся. А сейчас хочется все же сосредоточиться на самой фигуре астронавта. Все выше сказанные факты ведут к тому, что, похоже, Армстронга нам показали реального. Лишенный эмоций, целеустремленный, холодный и железный. Этот человек в кризисных ситуациях не врубал истеричку «мы все умрем», а четко и по пунктикам решал внезапный трабл. Человек-робот – вполне адекватное описание фигуры Армстронга в фильме.
Но у этого человека была семья. Мечтал ли Армстронг побывать на Луне в далеком детстве – мы не узнаем. А вот то, что эдакой мотивацией к этому решению стала смерть дочери – это уже интересно. Точнее, это то, во что мы должны поверить по логике сценаристов и режиссера. И, правда, наблюдать это максимально слезоточивые моменты общения дочери и сына очень сложно с покерфейсом, тут уж надо это просто признать. Именно после ее кончины Нил Армстронг все чаще смотрит на Луну, все больше закрывается эмоционально от людей.
Железобетонный человек начинает класть болт на свою семью, предпочитая чуть ли не ночевать на работе. Кто-то скажет, ну, он стремится к мечте, это нормально. А другой подметит – не хорошо так обходиться с женой, оставляя на нее дом и вредных сыновей (в 60-е иначе, вроде, и не было, если только ты не хиппи). Или не хорошо не сказать в день перед отлетом что-то из разряда «я вернусь, я вас люблю». Ведь именно таких слов, возможно, ожидала его супруга и дети. Для них каждый его поход на работу, на очередные испытания – как последний. А что уж говорить о полете в космос. Дьявол кроется в деталях. И вместо эпохальной истории исторического момента, Шазелл показывает нам другую сторону медали – нечто более личное. Перед нами проносится целых 8 лет подготовки Армстронга к тому самому полету. И мы видим не только механические действия на стадии подготовки к нему, но и эмоциональную трансформацию главного героя.
Клэр Фой и Райан Гослинг играют супругов, у которых все сложно
ВНЕЗАПНАЯ РЕМАРКА!
Конечно, посетили мы фильм на пресс-показе, куда пригласили представителей различных украинских космических программ и т.д. И мы честно ожидали услышать в первую очередь факты, указывающие на достоверность или недостоверность происходящего в фильме. Обычный фактаж. Но главным героем этой пресс-конференции стала вдова нашего астронавта - Вера Каденюк. Дорогой читатель, конечно, выводы из этой ремарки делайте сами для себя.
Вера Каденюк делится впечатлениями на киевской премьере
«Меня фильм потряс. Прежде всего, своей правдивостью. Все то, что вы увидели на экране, практически 90% видела я. Переживала я… Весь фильм я как будто переживала заново. Жизнь астронавта – она не такая безоблачная как кажется. Ведь никто не знает, что происходит на самом деле. И знаете, своего мужа я хоронила до того, как он полетел в космос, буквально каждый раз. Он был летчиком-испытателем первого класса. Испытывал новейшие истребители…. Я никогда не знала, вернется ли он домой», - Вера Каденюк.
Эмоциональная трансформация абсолютно неэмоционального киборга – задача не из легких. И падает она, конечно, на самого Райана Гослинга – любимчика Шазелла, судя по всему. Играть персонажа с подобной миной ему не в первой, вспомните репликанта Кея из «Бегущий по лезвию 2049» или безымянного водителя из «Драйва». Но тут он все же человек. Он может улыбаться и смеяться, слава космосу. А вот боль потери – надо врубать Тома Харди и играть практически одними глазами да желваками. Гослинг хорош и правдоподобен ровно настолько насколько способен быть Гослинг. Его внезапные срывы в эмоции вызывают эмоцию и у зрителя.
Достойно и даже очень хорошо с персонажем супруги Армстронга справилась милейшая Клэр Фой. Женщины – существа эмоциональные, давайте мы не будем опровергать эту истину. Фой приходится играть и женщину, и супругу астронавта-скалы. То есть, она обязана давать слабину, повысить голосок, немного поистерить. Но в тоже время не показывать слабости (как та Елизавета Вторая), быть гордой за мужа и такой же стойкой как он. Ведь она – публичная личность в те годы. Она - жена того самого первого человека на Луне. И фейсом в грязь упасть нельзя. С этой задачей Фой справилась просто прекрасно. И она также вызывает фидбэк от аудитории.
Клэр Фой после Эмми вполне может получить еще и Оскар
А теперь самое интересное. Ведь мы не даром дали характеристику фильму «байопик-экшончик-документалочка». Это байопик, с чем мы уже разобрались. Это в некотором роде и документалка, наполненная деталями, деталями и еще раз деталями вот этой не всем понятной космической сферы и собственно - проекта «Гемини». Причем порой это подается в жутко сухой форме. Экшончик в фильме есть. Взрывы, пожары, экстремальные ситуации аля «Хьюстон, у нас проблемы». Все это и другое добро сопровождается хорошим саспиенсом. А также жуткой трясучкой камеры, фокусировкой на болтиках да кнопочках в космической будке. Жуткими скрипами железа комического кораблика, который такое ощущение, что в любой момент развалится так и не долетев до пункта назначения (как будто его делал сам Дмитрий Рогозин). А поверх этого визуального добра мощнейшая музыка композитора Джастина Гурвица. И зритель вроде смотрит «Первый человек», а мыслями улетает к Кристоферу Нолану и его «Интерстеллару». Ну да ладно.
Все счастливые семьи счастливы одинаково...
Этот монтаж, сьемка и музыка совершают невероятную вещь – погружают зрителя вот туда, на экран, в эту узкую консервную банку, которую называют кораблем. В эту комнату, где есть только Нил Армстронг и его жена, а мир за окном будто и не существует. И на вот эту Луну, которую до этого мы видели только с поверхности нашего шарика. Пафос и какая-либо гордость от пребывания на Луне в роли первого исчезает на том фоне, что мы буквально от первого лица видим холодную и абсолютно неинтересную планету с кратерами и… все. Мы видели красивенные земные пейзажи, невероятно дорогой и качественный графен в кино (например, в «Гравитации»). Но это несравнимо с теми ощущениями, которые Шазелл заставляет испытать зрителя вместе со своим Нилом Армстронгом. Мы буквально делаем этот первый шаг в неизведанное и далекое вместе с космонавтом. А когда осознаем личную выгоду самого Армстронга… Кто знает, возможно, при первом просмотре и вас может пробрать легкая дрожь от этого момента. Без спойлеров.
Это фильме о подвиге не одной конкретно страны. Этот фильм посвящен интернациональному подвигу. Приблизительно так говорил режиссер Дэмиел Шазалл на критику американских критикантропов. А причиной этих нападок стало отсутствие в фильме сцены с торжественным установлением звездно полосатого стяга на поверхности Луны. Такое ощущение, что недостаточно было 100500 моментов появления американского флага на протяжении фильма. Что вы, все было ненавязчиво. Но вот именно этот чертов момент с флагом на Луне вызвал бурю негодования. Такое ощущение, что времена и реалии меняются, но гонка все же остается той же. Хотя, на самом деле, гонка эта давно выиграна Америкой у развалившегося СССР и его не менее стремной преемницы России вчистую.
Рогозину тут не место
Хотя, возможно, просто американцы стали слегонца разбалованы в одах хваленному патриотизму. Как это еще гимна не потребовали на Луне. Его не было в реальность? Ну что ж так, старина Нил Армстронг.
«Первый человек» - это один из сотни фильмов байопиков. Но один из тех, которые однозначно запомнятся. Манерой подачи, приоткрытой завесой над характером и внутренним миром Нила Армстронга. И, конечно, первым шагом вместе с героем там, где мы, скорее всего, никогда не окажемся.
Дэмиен Шазелл проделал восхитительную работу и опять впишет свое имя в оскаровские списки. Но всегда есть среди зрителей и те, кому будет не по душе столь дерганная в визуальном плане подача истории. Либо же кому-то не придется по душе такая интерпретация Нила Армстронга от Райана Гослинга. Ведь порой он выглядит слишком засранцем. Что ж, и на солнце есть пятна, не говоря уже о Луне.
Настя Белова, Без Табу