Обзор дезинформации. Как российская пропаганда врала про Авдеевку и роль Ангелы Меркель

17:30, 16 февраля
Российская пропаганда выбрала мишенью Меркель - фото 1
Российская пропаганда выбрала мишенью Меркель

Еженедельно группа европейских аналитиков публикует «Обзор дезинформации» - примеры того, как прокремлевская дезинформация находит свое отражение в международных СМИ, - а также новости и аналитику на эту тему. Без Табу же ретранслирует эту аналитику нашим читателям.

Ложь про Украину

В 2014 году генерал Филипп Бридлав, бывший Верховный главнокомандующий силами НАТО в Европе, сказал, что Россия провела "самый удивительный блицкриг, который мы когда-либо видели в истории информационной войны", чтобы ввести в заблуждение относительно ее вмешательства в дела Украины.

В конце января – начале февраля мы вновь оказались в "тумане лжи" - на этот раз в связи с недавним возобновлением боевых действий в районе украинского города Авдеевка.

Авдеевка расположена на территории, которая должна быть полностью под контролем украинской армии, в соответствии с линией соприкосновения, установленной Минскими соглашениями. Утром в воскресенье 29 января украинские военные сообщили, что поддерживаемые Россией ополченцы начали обстреливать украинские позиции в Авдеевке. Дислоцированная в городе Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ зафиксировала сотни случаев нарушения режима прекращения огня с обеих сторон. Журналисты сообщили, что обстрел велся со стороны поддерживаемых Россией "сепаратистов".

Однако российские государственные СМИ незамедлительно начали отрицать любое участие России в эскалации ситуации. На ток-шоу "Время покажет" утверждали, что российских военных нет не только в районе Авдеевки, но и вообще на территории Украины. Позднее в том же шоу заявили, что реализуется "секретный план" украинского правительства по совершению этнических чисток на Донбассе. На следующий день в том же ток-шоу было сказано, что на самом деле ответственность за гибель людей в Авдеевке лежит на европейских гуманистах и их друзьях в США, а не на тех, кто ведет обстрел.

В другом ток-шоу – "Место встречи" на НТВ – винили Киев в гуманитарной катастрофе в Авдеевке. Один из гостей программы обвинил Президента Порошенко в провоцировании конфликта для отвлечения внимания европейцев от того "факта", что он ворует газ, идущий из России в Европу. Сергей Железняк, лояльный Кремлю депутат Государственной Думы, заявил в ток-шоу "Первая студия", что Порошенко спровоцировал вспышку насилия, чтобы получить финансовую помощь от Запада, так как он потерял значительные средства, вложенные в поддержку Хилари Клинтон. Портал Lenta.ru приводит слова помощника президента России, который предположил, что Украина спровоцировала военные действия, чтобы испытать лояльность новой американской администрации.

Обзор дезинформации. Как российская пропаганда врала про Авдеевку и роль Ангелы Меркель - фото 34657


Президент Путин также высказал множество обвинений: Украина спровоцировала обострение конфликта на востоке страны, чтобы выставить себя в качестве жертвы и получить деньги от Запада; чтобы наладить диалог с новой администрацией США (после того, как Украина поддерживала проигравшего кандидата); чтобы мобилизовать население вокруг действующего правительства; и потому что Украина не готова к реализации Минских соглашений.

Обзор дезинформации. Как российская пропаганда врала про Авдеевку и роль Ангелы Меркель - фото 34659
И снова Германия


Как мы уже неоднократно писали, Германия по-прежнему является мишенью дезинформации, и продолжаются персональные выпады в адрес ее властей. В программе одного из российских федеральных телеканалов сообщили, что Ангела Меркель пытается оккупировать Украину и спровоцировать конфликт своей страны с Россией. Чуть позже в том же ток-шоу заявили, что Германия поддерживает неонацизм в Украине.

Другое прокремлевское СМИ даже обвинило Германию в оккупации Литвы и провело параллель с событиями Второй мировой войны. При этом не было упомянуто, что маневры, о которых идет речь, являются совместными учениями стран-членов НАТО и по определению не могут считаться оккупацией.

Обзор дезинформации. Как российская пропаганда врала про Авдеевку и роль Ангелы Меркель - фото 34665

Об эффективности российского пропагандистского телеканала

Является ли российская государственная телевещательная компания Russia Today (RT) успешной? Помогли ли Кремлю огромные инвестиции (на данный момент составляющие 270 млн евро ежегодно) в продвижении собственной позиции с помощью RT?

Обзор дезинформации. Как российская пропаганда врала про Авдеевку и роль Ангелы Меркель - фото 34669

Недавно журнал The Economist рекомендовал не переоценивать влияние канала RT: «RT умело обращается с цифрами, — пишет еженедельник. — Под аудиторией в 550 млн человек имеется в виду число людей, которые имеют доступ к телеканалу, а не число тех, кто его действительно смотрит. По результатам обзора 94 самых популярных кабельных каналов в Америке за 2015 год RT даже не вошел в рейтинг. В Великобритании в прошлом году канал смотрели только 0,04% зрителей».

По оценкам самого телеканала, стакан скорее наполовину полон. Если сделать запрос в Google по ключевым словам «Russia Today», «аудитория», «рейтинг», то среди первых результатов будет собственный ответ телеканала: «70 млн человек в 38 странах смотрят телеканал еженедельно, а более половины из них делает это каждый день».

В конце января независимый интернет-портал Coda Story опубликовал качественный анализ успеха RT, тем самым внеся вклад в обсуждение, насколько велико влияние RT в количественном измерении. В ходе исследования Coda Story собирал ответы активной аудитории RT, в том числе на вопрос, почему им нравится смотреть этот телеканал.

По мнению портала, полученные ответы подразделяются на четыре «тенденции». Первую можно обозначить так: «RT честно говорит, что врет». Исследование Coda Story показало, что «мало кто заявил, что телеканал RT является объективным или сообщает в эфире правду». Один из опрошенных сказал, что «считает RT по определению предвзятым», но полагает, что «честность телеканала (о своей предвзятости. — ред.) привносит свежую струю».


Другие опрошенные отметили крайне скептический подход канала к США (вторая тенденция). «RT занимается полезным делом, показывая истинную суть внешней политики США», — сказал один из респондентов. Третья причина популярности RT — недовольство тем, что «западные СМИ демонизируют Президента Путина». «Путин — не монстр, каким его представляют СМИ в моей стране», — сказал один из опрошенных. И в-четвертых, исследование выявило, что аудитория телеканала RT в значительной степени подвержена «страху перед надвигающейся Третьей мировой войной».

Возникает естественный вопрос: зрители выбирают RT, потому что канал подтверждает сложившуюся у них картину мира, или же взгляды аудитории сформировались под влиянием RT? Совершенно очевидно, что телеканал RT способен привлечь аудиторию, чьи взгляды являются скорее негативными, чем позитивными: тех, кто скептически относится к «ведущим СМИ», традиционно не доверяет США и боится последствий разногласий Запада с Россией. Для этих людей канал RT — это СМИ, которое не подвергает сомнению их опасения, а скорее подпитывает их и представляет как обоснованные.

Без Табу
Публикации