Created with Sketch.

Крестный отход: Что мешает созданию единой поместной церкви в Украине

11:25

О подводных течениях религиозной реформы в Украине, расколе в недрах украинских представителей московского патриархата, а также - как понимать социологические опросы по заданной теме.

Помните, как пару месяцев назад Петр Порошенко в максимально торжественной обстановке объявил о грядущем создании единой поместной автокефальной церкви в Украине? Тогда никого даже не смутило, что президент светского, согласно конституции, государства полез в религиозные дела, поскольку плачевное положение этих самых дел обязывало. За повальным оптимизмом, правда, не все разглядели два не то чтобы препятствия, но весьма неприятных момента.

Во-первых, население преимущественно не дозрело до таких радикальных, хоть и полезных мер. Разве что в западных областях абсолютное большинство местных жителей изначально высказывались за слияние церквей. Левобережные регионы ведь давно и по привычке живут в атмосфере «всенародного атеизма», где на службы ходят либо ради освящения разнообразного провианта, либо для того, чтобы не выделяться из толпы и не вызывать своим поведением подозрений у окружающих злых языков. Там этот вопрос интереса особого не вызвал.

Во-вторых, «церковь», подчиненная Московскому патриархату, по сути представляет собой не религиозную организацию, а плоховато законспирированное подразделение кремлевских спецслужб. И МП гарантированно попытался бы вставить палки в колеса официальной власти, отказавшись от объединения под благовидным и якобы не имеющим отношения к мнению РПЦ предлогом. Потеря довольно богатой и прибыльной сферы влияния контролировать «братский народ» и его территории Кремлю бы никак не помогла.

Удивительное дело: оба подозрения оказались дельными и жизнеспособными. Сперва в понедельник архиереев УПЦ МП в срочном порядке собрали на совещание с митрополитом Онуфрием. Собрали, ясное дело, для того, чтобы выразить неодобрение инициативы Порошенко и подписать соответствующий документ. Некоторые формулировки заявления откровенно позабавили. Например, утверждение о том, что объединение церквей на самом деле приведет к усилению раскола в религиозной среде. Правда, на первое место «агенты в рясах» все же вынесли риск потерять имеющиеся привилегии.

Обыватели могли упустить две важных детали. Выяснилось, что часть присутствовавших на архиерейском совещании не так давно летала в Стамбул проведать вселенского патриарха. Варфоломею ожидаемо пытались объяснить, что украинская власть неправа и все нужно оставить на своих местах. Наивно полагать, что позиция делегации способна вселить в Его Всесвятейшество малейшее сомнение. Но вот по влиянию «центрального офиса» РПЦ вопросов пока хватает. Да и без одобрения Москвы Онуфрий и его окружение на такие маневры обычно не идут.

Также от общественности умудрились скрыть (пускай и ненадолго) факт раскола внутри УПЦ МП. Под вышеупомянутым воззванием ведь подписались далеко не все митрополиты и архиереи. Неоднократно одобрявшего идею объединения Александра Драбинко, митрополита Переяслав-Хмельницкого и Вишневского, на встречу, похоже, попросту не позвали во избежание, как сказали бы 30 лет назад, плюрализма мнений. Среди представителей Крыма единством и не пахло – по крайней мере, подписи митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря и управляющего Джанкойской епархией архиепископа Алипия под документом отсутствуют.

Но население по старой доброй традиции пропустило важную информацию мимо ушей. И не только в силу приближения четырех выходных, распланировать которые надобно было заранее. Просто уровень вовлеченности украинцев в религиозные дела все еще невысок – это вам не доллар по восемь или периодически дорожающая гречка. Социологический опрос фонда «Демократические инициативы» стал идеальным тому подтверждением, хотя некоторые, напротив, могли усмотреть в его результатах вполне мотивированный оптимизм.

Вот сторонников создания единой поместной церкви, например, оказалось больше, чем противников – 31 процент опрошенных против 20. Но этот вывод на поверку оказывается поверхностным, поскольку остальные 49%, не имеющих четкой позиции или не проявляющие интереса, сознательно или не очень играют в пользу недовольных. Первоочередным объединение считает лишь каждый десятый респондент, что также показательно. В этом-то и заключается проблема: многим все равно, куда бегать с яйцами на Пасху или с орехами на третий Спас. Считанные люди задумываются о том, что влияние РПЦ профильными мероприятиями не ограничивается. Достаточно лишь вспомнить, сколько действующих политиков и управленцев как минимум являются старостами приходов, а то и вовсе вкладывают миллионы в наводнение подотчетных территорий церквушками и храмами Московского патриархата. Кто-то по такому случаю может даже не пожалеть разбитый на месте бывшего еврейского кладбища парк, что особенно символично.

Напоследок стоило бы обратить внимание на столкновение взаимоисключающих мнений. 57% опрошенных считают, что ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в процесс создания единой автокефальной церкви. Жаль, что нет данных касательно того, какой процент от общего числа этих людей радовался тому, что Порошенко лично взялся за религиозную реформу. А ведь таких граждан наверняка было предостаточно.

И непонятно теперь, верить в успешное завершение этой отнюдь не светской реформы или нет.

Виталий Могилевский, Без Табу


Другое на тему
Стоит ли ждать от России повторения ударов МБР?
США також дозволили Україні використовувати ракети Storm Shadow для ударів углиб Росії
Зеленський представив План стійкості України
Предложения партнеров