Почему фильм «Донбасс» вызывает мощные эмоции у украинского зрителя, а русского – рвет в клочья, а также - почему режиссер Сергей Лозница не получит свой «Оскар» – разбираем по полочкам самый не распиаренный в Украине украинский кинопродукт.
Фильм «Донбасс» Сергея Лозницы себя распиарил за границей на Каннском фестивале в рашский «День победы» – 9 мая 2018 года. Уж случайно ли это (не думаю) или специально - теперь только гадать, но три показа «Донбасса» 9 мая – это как три контрольных выстрела по «русскому миру». Выстрелы эти пришлись весьма кстати – Запад показал, что его не обмануть русским пропагандистам, они прекрасно понимают, что происходит на Востоке Украины.
Сергея Лозницу по сравнению с многими другими украинскими режиссерами на Западе знают. В его фильмографии есть множество коротких метров, документалок и 4 художественных фильма. «Донбасс» к ним по факту относится, хотя на самом деле представляет собой полудокументальную картину. Внезапно, но тут простым синопсисом отделаться не получится.
Донбасс Сергея Лозницы – смотрите онлайн трейлер фильма:
«Донбасс» - это постоянно сменяющиеся и почти не связанные с друг с другом 13 историй с Востока Украины. Время – начало военной агрессии России и следующие годы. Но не надо вот сразу говорить, мол, о, еще один фильм о войне. Как раз проект Сергея Лозницы является абсолютно антивоенной картиной, где боевые действия - лишь место, где разворачиваются те самые 13 эпизодов. Даже можно сказать – фон. За основу взяты любительские ролики, отснятые простыми людьми на территории так называемых «ЛНР» и «ДНР». Говоря «Донбасс», Сергей Лозница не показывает регион. Он показывает страшную раковую опухоль, которая успела зародиться еще до начала российской военной агрессии. И которую, к сожалению, вылечить будет невероятно сложно.
Говоря о фильме «Донбасс» можно прикидываться высокими интеллектуалами и использовать такие слова как «гипперреализм» или «гротеск». Вот только оценивать «Донбасс», как и в случае с «Киборгами», стоит в качестве не кинокритика, а как простой зритель. Другое дело, что каждый его интерпретирует по-своему. И если россиянин, например, начнет волать от горящего пукана, то у украинца картина Лозницы вызовет самый мощный фидбек, который бесследно не пройдет.
Буйство "русского мира" глазами кино / кадр из к/ф "Донбасс"
В фильме нет разборок, кто прав, а кто виноват в конфликте на Востоке Украины. Это очень и очень важный нюанс. И вы не увидите сотни или тысячи наших военных или «ихтамнетов». Перед вами простые люди, жители того региона, который еще до войны славился своим криминальным прошлым и настоящим. Нет-нет, что вы, не все, конечно. Но такой стереотип зародился очень давно: братва там все «отожмет», пацаны с битами порешают, а толстая золотая цепь на шее и стильный спортивный костюм сразу маякнет, кто перед тобой…
Фидбек. Самое сладкое слово в этом тексте. «Донбасс» Лозницы заставит вас ненавидеть. Ненавидеть украинских чинов, которые успевают заработать и на подконтрольной Украине территории, и на той самой умирающей земле. Ненавидеть их красноречие и еще больше ненавидеть молчание медработников родильного дома, у которых есть желание получить «сникерс» для сына либо импортную колбасу. Ненавидеть вы будете сепарных погранцов. Когда на КПВВ они вытаскивают из автобуса всех мужиков от млада до старшего, которые ехали в ОРДЛО к родным, заставляют их раздеваться, а потом рассказывать о долге перед родиной с уродским названием «Новороссия».
Дерьма в фильме хватает / кадр из к/ф "Донбасс"
«Донбасс» заставит вас смеяться. Смеяться со странной гуманитарной миссией, которая притащила мощи Святого Чурилы Петра Василия Превосходного. Смеяться с их серьезности подхода и требования трех мерседесиков и уазика для перевозки. Ведь все для людей – для их благосостояния. Или смеяться с элегантного отжатия машины у ранее малого бизнесмена. Ведь это действительно смешно, когда военный режим забирает себе тачку простого человека, заставляет найти еще 100 кусков, а потом оказывается, что таких как этот бизнесмен десятки. И эти десятки топили за Россию и «Л/ДНР». Или же топили, пока им это было выгодно.
«Донбасс» заставит плакать. И плакать некоторые зрители будут крупными слезами. Ведь смотреть со спокойным фейсом полнейшего пофигизма на то, как мимо проходящие жители города начинают избивать украинского добровольца, привязанного к столбу, – на это невозможно не реагировать. Им плевать - был ли он солдатом с автоматом либо же обычным поваром. Им плевать, что перед ними немолодой мужчина, который пошел свое будущее отстаивать. Им плевать, что перед ними человек, который годится в отцы, и которому было не наплевать на будущее своих детей и внуков. Им просто плевать, что этот сине-желтый флаг совсем недавно был их флагом. Теперь они открыто могут называть его тряпкой половой.
Расправа над патриотом / кадр из к/ф "Донбасс"
«Донбасс» заставит вас плакать, проводя по бункеру. Где старики и дети спасаются от войны. Без света, тепла и уюта. В промозглых стенах с консервной холодной едой.
На каком-то этапе просмотра фильма зрительский фидбек может достигнуть своего апогея. Например, на пресс-показе один журналист не выдержал повторного гимна Новороссии в ЗАГСе. Он просто встал, сказал пару матюкливых слов и «это невозможно смотреть», вышел из зала. И тут не идет речь о том, насколько слабая у человека психика. Нет, тут речь о нечто большем. Возможно, патриотизме. Возможно, ненависти к совковым традициям. Возможно, ненависти к нашим соседям за поребриком, которые принесли нам войну.
Все происходящее на экране напоминает театр. Абсурда - с одной стороны. Ведь это бред, полнейший чертов бред, который невозможно воспринимать всерьез, будучи адекватным на ум и трезвым на пьянство. Какие мощи? В каком государстве ведут через коридор позора и бьют палками за мелкий проступок? Как можно выводить старика к столбу для позорного избиения? Все это в голове так просто уложиться не может. И тем не менее – это реалии «русского мира», который воцарился на Донбассе сейчас.
Удивительно точно подобранные образы - одно из главных достоинств "Донбасса" / кадр из к/ф "Донбасс"
И ведь по сути «Донбасс» театр не только с этой стороны. Некоторые сюжеты - это целая театральная постановка, тот самый процесс создания фейков. Причем мы ее видим уже в самом начале. Все прекрасно помнят историю с расстрелянным троллейбусом. Пожалуйста, вот по команде выбегает массовка из-за гаражей. Их ставят перед пропагандонскими журналистами. Если надо синяк нарисуют под глазом, водичкой польют, мол, вспотел от стресса человек. Вот только трупы на заднем фоне у разбитого троллейбуса – это тоже постановка или настоящая кровь? Ответ находится в самом конце, как бы не хотелось его спойлернуть.
В этом фильме практически нет имен. А если они все-таки очень нужны, то, пожалуйста, как вам Иван Яичница или Купердягина Анжела. Военные на танке, отклоняющиеся от камеры немецкого журналиста фразой «я не главный». Или те самые «ихтамнеты», которые только лыбу давят да как застенчивые девицы глаза в пол прячут. А если у военных и есть имена, то они только «Купон», «Дровосек», «Батяня».
«Донбасс» - это раковая опухоль, которая приносит боль не больному, а окружающим его людям. Это болезнь, вызванная пропагандой. А симптом ее – гниющее как яблоко общество. Вот только стоит ли воспринимать фильм Лозницы как нечто по факту не фейковое? Что ж, журналист во мне нещадно рвет и мечет. Ведь «Донбасс» это весьма однобокая стори, раз так. Лозница ткнул нас личиками в то дерьмо, когда его порой и к сожалению не меньше в другом месте. Объективность - штука тонкая, но тут ее как таковой нет. Судить за это не стоит, ведь фильм-то полудокументальный и истории списаны с историй оттуда, ручки чистые. Но не надо после «Донбасса» тыкать в каждого оттуда и говорить что-то вроде «вы – твари и нелюди».
А теперь к самому интересному – «Оскар» и категория «Лучший фильм на иностранном языке». Нам в этой номинации не везло все годы Независимости. Мы не попадали даже в шорт-лист. А теперь Оскаровский комитет Украины с Госкино говорят, что шанс у нас появился. Что вызывает открытый скепсис, если честно. По нескольким причинам.
Донбасс для каждого свой / кадр из к/ф "Донбасс"
Список претендентов в этой категории может набраться в районе 90 картин со всего мира. И, очевидно, многие ленты не будут удостоены внимания членов Киноакадемии. А ведь в номинацию попадет 9 картин, из которых придется еще выбирать 4. Так что, смотреть члены будут вероятней всего те ленты, которые удостоились большого внимания на кинофестивалях и со стороны западной прессы, конечно. У «Донбасса» есть и то, и другое. Картина удостоилась положительных отзывов, никто ее не освистал и краской экран не залил при просмотре на Каннах. Лента отсветила на Карловых Варах, в Мюнхене и в Одессе на ОМКФ, дай боже, и в Торонто о себе заявит. А Сергей Лозница вообще получил приз за лучшую режиссерскую работу Каннского фестиваля - за «пронзительный взгляд на войну на его родине, в Украине» в программе «Особый взгляд»…
Но не один «Донбасс» стал гвоздем программы. Япония выдвинула своего претендента на «Оскар» – картина «Магазинные воры» режиссера Хирокадзу Корееда. А это вам не хухры-мухры, а победитель основной программы Канн-2018. В тоже время, стало недавно известно, что Мексика отправляет на золотого истукана фильм «Рома» знаменитого Альфонсо Куарона. Его знают члены Киноакадемии именно как коллегу и друга. А его фильм получил восхитительные отзывы в Торонто и Венеции. Куарон – вообще двукратный победитель «Оскара». Уж простите, но номинация «Лучший фильм на иностранном языке» - номинация весьма необязательная для американской аудитории. Так что, победителем ее станет только тот, о ком будут говорить много и громко, при этом - беспрерывно. В этом плане у «Донбасса» весьма слабые шансы попасть в шорт-лист. Хотя Госкино и пообещало помочь со средствами на раскрутку и рекламу…
Оскар 2019 - победить в этом году будет очень сложно
Не что чтобы не хотелось поболеть за своего представителя на «Оскаре», но есть еще один немаловажный фактор, который не играет нам на руку. В прошлом году, когда на истукана Украина отправила артхаус «Уровень черного», речь шла об универсальности этой картины. Все поймут, жанр - знаменитый и популярный. Прогадали тогда знатно. Да и фильм был ни о чем. А в этом году мы посылаем от Украины фильм абсолютно лишенный такого значения как «универсальный».
«Донбасс» - прыщик, который беспокоит в первую очередь нас. И предысторию его появления на Западе не так уж хорошо и знают. Во время пресс-конференции прозвучала фраза, что зрителям на Каннском фестивале некоторым приходилось объяснять происходящее в фильме, рассказывать предысторию и описывать реалии. Так о каком «Оскаре» тогда мы можем мечтать? Хотя, давайте будем честными, мы только о нем и мечтаем. Но стоит признать - фильм «Донбасс» едет от нас туда, на Запад, не с целью получить награду. А с целью заявить о себе, о своей борьбе и своей боли. Вот эту цель картина Лозницы вполне может выполнить. И это не так уже и мало. Пусть не благодаря политикам, а кино, сериалам или даже эпизодам в «Симпсонах», но мир узнает о русской угрозе и людях, которые с ней столкнулись и находят силы ей противостоять.
И если вы еще не уверены, стоит ли болеть за «Донбасс», то у вас есть эксклюзивная неделя проката - с 20 по 27 сентября. Не успеете сейчас, то не пропустите в октябре. Этот фильм, блин, просто нужно увидеть.
Настя Белова, Без Табу