Девушка, которая застряла в паутине: Лисбет Саландер уже не та
Холодный скандинавский детектив, но made in USA и по канонам проходнякового боевика. Ни шика Дэвида Финчера, ни скандинавской атмосферы Оплева, ни духа «Миллениума» Стига Ларссона. Лисбет Саландер уже не та.
Есть подозрения, что Стиг Ларссон сейчас вертится в гробу. Он – создатель одной и самых успешных в жанре детектива серии книг под названием «Миллениум»: «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки». Сам Ларссон не дожил до публикации даже первой. Вся трилогия вышла без него. А потом, решив хайпануть немножко на костях легендарного, издание «Norstedts» заказало у журналиста Давида Лагеркранца продолжение в виде четвертой книги – «Девушка, которая застряла в паутине». Ожидаемо, решение, как и выход книги, раскритиковали многие. Одна из основных претензий: «от былой атмосферы «Миллениума» не осталось и следа». Если переходить к фильму ПО МОТИВАМ книги ЯКОБЫ Стига Ларссона, то тут не просто духа «Миллениума нет», тут и Скандинавией не пахнет, и Ларссон не пробегал.
Девушка, которая застряла в паутине - смотрите трейлер онлайн:
Фильм начинается сразу с флешбека. Юная Лисбет Саландер, ее сестра Камилла и папка педофил. При повторном склонении к радостям жизни, Лисбет сбегает из дома, бросая сестрицу, ибо она выбрала папку. Проходит некоторое время. Саландер - супер хакер, взрывающий сеть только взглядом. А также великая мстительница и женщина-воин за права женщин.
В свободное от мщение время Саландер берется за один хакерский заказ. Разработчик проекта, способного запустить разом все ракеты мира явно не в космос, просит Осу (позывной главной героини) украсть проект из системы Агентства национальной безопасности (АНБ). Кража выполнена в два счета. Но на Саландер срываются все собаки мира – АНБ, Служба безопасности Швеции и тайная организация кибер-преступников «Пауки», с которой у главной героини внезапно есть связь с прошлого. На помощь горе хакерше приходит ее напарник – корреспондент журнала «Миллениум» Микаэль Блумквист.
Девушка, которая косплеит мадам Грицацуеву из гайдаевских "12 стульев"
Невозможно говорить о фильме режиссера Федерико Альвареса (бойкий атмосферный «Не дыши»), не вспоминая все предыдущие попытки экранизировать историю о социопатке Лисбет Саландер и красавчике журналисте Блумквисте. Впервые запустили трилогию в родной шведской гавани с уже голливудской актрисой Нуми Рапас, режиссером выступил Нильс Арден Оплев. Его фильм «Девушка с татуировкой дракона» был принят тепло в первую очередь из-за скандинавской атмосферы. Эдакий национальный продукт почти без американского ГМО. Оставшиеся части трилогии Стига Ларссона были отсняты другим режиссером, но в тех же шведских канонах
Голливуд не был бы Голливудом, если бы не взялся за свою экранизацию с Руни Марой и Дэниелом Крейгом в главных ролях. А на кресле режиссера уселся один из потрясающих мастеров своего дела - Дэвид Финчер. Его фильм по сути мало чем отличался от работы Оплева в сюжетном плане, что нормально. Но в визуальном, техническом и режиссерском – это шик, холод и безысходность. Где сейчас Оплев? Работает себе где-то. Где сейчас Финчер? Работает на совесть и продолжает шлепать фильмы в своем авторском стиле.
Девушка, которая знает, как разнообразить скучные интерьеры
И тут появляется Фредерик Альварес и снова студия Sony, которая переживает не самые лучшие времена. Там подумали, что нечего четвертой книге лежать без дела. И по новой запустили историю о Лисбет Саландер, особо не отходя от дорожки книги. В том плане, что скандинавская атмосфера и годный детектив превращается в американскую картинку и проходняковый боевик. Например, если хорошенько почитать о новом фильме до его просмотра, можно подумать, что в качестве злодея выступит страшная киберпреступная организация. На деле же мы имеем не киберзлодеев, а простую бандитскую организацию с пафосными татушками в виде паучков.
Другой пример – Лисбет Саландер. Если вы читали книги, просмотрели работу Финчера и закрепили все в Википедии, то могли узнать, что девушка - асоциальна, склонна к нарушению законов, умна и непредсказуема. Саландер режиссера Альвареса – это катастрофа. Да, она вроде такая же мужиковатая, с людьми не обнимается, вундеркинд. Но с последним – это не точно. Ведь человек, который умудряется взломать американское Агентство Национальной Безопасности (одно из самых засекреченных мест США), палится на геолокации. ГЕОЛОГАЦИИ, Карл! Ее вычислили по ай-пи адресу.
Девушка, которая палится на геолокации
Этот жуткий прокол в первые 15 минут фильма ставит под сомнение ее способность хакера в дальнейшем. Хотя по ходу фильма она, конечно, демонстрирует неоднократные способности взламывать системы безопасности, например, аэропорта чуть ли не силой мысли с одним смартфоном. Черт, да она способна взломать все что угодно только своим суровым взглядом. Ладно, раз она не так уж умна, то что-то есть другое. Ага, умение прыгать, драться и водить не хуже Вина Дизеля из «Форсажа». Сорокакилограммовая и умная хакерша Лисбет Саландер, по мнению режиссера Альвареса, – Джеймс Бонд с грудью нулевого размера.
Девушка, которая любит Assassin's Creed
Ладно, с хакерством и идеей киберпреступности довыпендривались. У нас есть тема феминизма и движения #MeToo. Лисбет Саландер по книге была борцом за прва женщин и терпеть не могла мужчин, которые причиняют боль представительницам «слабого» пола. В «Девушка, которая застряла в паутине» с этим вроде бы не так уж плохо. Хотя предысторию становления Лисбет – Женщины - Воина мы узнаем лишь вкратце и благодаря начальному флешбеку. Что уж там говорить о том, как она собственного папашу не прикончила по книге в первый раз (чего в картине вообще нет). Тема феминизма и издевательства над женщинами перерастает в еще одну сюжетную линию в картине – семейные взаимоотношения. Эта драма и становится финальным аккордом боевичка.
Девушка, которой нечего играть
Но есть же что-то хорошее в фильме «Девушка, которая застряла в паутине». Это не сюжет, с чем мы уже разобрались. Это точно не актер Сверрир Гуднасон, сыгравший Микаэля Блумквиста. Он всегда был важной и неотъемлемой частью истории Саландер. Но тут играет роль чуть ли не кабачка, вечного страдальца в плену у врага. А вот главных актрис можно похвалить, правда, с натяжкой. Клер Фой («Первый человек» и, конечно, «Корона») в роли Саландер – великолепна. Сильвия Хукс («Бегущий по лезвию 2049») в роли Камиллы – привлекательна, и в памяти отобьется хотя бы этим. Но их актерским талантам здесь негде развернуться. Настолько топорно были прописаны их героини.
Похвалить можно операторскую работу. Однозначно сделана она качественно, особенно когда речь заходит об игре цветов, проходки и панорамы. С другой стороны, а тут и вина постановщиков с режиссером, холодной Скандинавией тут только пахнет благодаря ветру и снегу. В остальном – да это же пригород американского городка. Хотя, мы же снимаем не закрученный детектив, мы снимаем типичный боевик! А родина типичных боевиков это Америка, Боже, храни Королеву. Есть вопросы и к монтажу, главный из них - это специально сделано, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что убежище Саландер, офис "Миллениума" и квартира Блумквист находятся на одной улице. Это сделано из экономии в расчете, что непритязательный зритель и так схавает, или что это было?
Девушка, которая развалила Maserati
«Девушка, которая застряла в паутине» - холодный скандинавский детектив, но made in USA. Нет больше качественного сюжета с хитрыми и неожиданными твистами Финчера. Нет больше родной шведской гавани Нильса Ардена Оплева. Есть глупенький и простенький американский боевик с потраченным культовыми героями. Хотя для развлекаловки все равно пойдет за счет Лисбет Бонд или Джеймса Саландера, уж сами выбирайте. А вот фанатам Стига Ларссона перед просмотром лучше запастись валерьянкой.
Настя Белова, Без Табу