Первому игроку приготовиться: Игра в ностальгию
«Первому игроку приготовиться» - дерзкая игра Стивена Спилберга на ностальгии детей от 3 до 70 лет, длинной почти в два с половиной часа. Но однозначно чертовски удачная и фееричная.
Каждый фильм режиссера Стивена Спилберга ожидаются с особым трепетом. Гуру современного американского кинематографа прыгает из жанра в жанр, не боясь экспериментировать, создавая набор фишек, которые характерны только ему, и любому элементарному сюжету придают интересное обрамление.
Если говорить о зарождении всей идеи с созданием «Первого игрока», самым интересным фактом является тот, что права на экранизацию романа Эрнеста Клайна были выкуплены студией Warner Bros. еще до официального выхода книги. А самого автора пригласили в качестве сценариста работать в дуэте с Заком Пенном («Мстители», «Люди-Х», «Невероятный Халк»).
В тоже время для Стивена Спилберга картина «Первому игроку приготовиться» - возвращение в жанр фантастики. Феноменальное возвращение.
В 2045 году человечество антиутопического мира стремится скрыться от реальных проблем. Главным способом сделать это стала виртуальная реальность OASIS (Онтологический антропоцентрический зрительно-иммерсивный симулятор), созданая гиком-социопатом Джеймсом Холлидейем (Марк Райлэнс). За несколько лет до основных событий фильма он скончался, но оставил для всех игроков квест по поиску трех ключей. Для тех, кто найдет в результате поисков главную пасхалку (пасхальное яйцо) уготован невероятный приз – кругленькая сумма с кучей ноликов и власть над OASIS.
В поисках принимают участие не только обычные игроки, но и засланные «шестерки» от корпоративных магнатов. Главный герой Уэйд Уоттс/Парсифаль (Тай Шеридан) становится первым из пятерки, кто шаг за шагом находит спрятанные создателем-социопатом ключи. И тем самым он привлекает к себе внимание главного антагониста – главы корпорации-захватчика IOI Нолана Сорренто (Бен Мендельсон).
Обычно, приступая к полосканию кинолент, мы начинаем с самого главного – сюжета. Но в этот раз хочется начать именно с того, что выводиться Спилбергом на первый план. Ради чего и была создана лента «Первому игроку приготовиться». Это огромный сундук, наполненный сокровищами для гиков компьютерных игр, фильмов, литературы и комиксов и игра «Кто найдет больше пасхалок и отсылок?». Оммаж на «Сияние» Стэнли Кубрика, изображение мехо-Годзиллы, Кинг-Конга, пробегающие мимо Лара Крофт, Харли Куинн, шуточки про куклу-убийцу Чаки и так далее. Да этот сундук придется разбирать не один месяц, чтобы найти и пересчитать всех героев поп-культуры от 80-ых годов до наших дней.
Во всей этой вакханалии каждый зритель найдет для себя знакомые отсылочки. Да и в принципе во время пресс-показа в зале то и дело было слышно или довольные ахи-вскрики (не о том вы подумали), или аплодисменты. Потому что Стивен Спилберг взял всю поп-культуру, превратил ее в предмет эксплуатации и наглым образом попрыгал на нашей ностальгии. И все это проделано так круто, что «Первому игроку приготовиться» хочется пересмотреть еще, и еще, и еще разочек. Да, половина фильма, а то и больше, останется для вас загадкой, не все имена героев поп-культуры мы знаем. Но давайте при просмотре фильма мы будем зрителями в первую очередь, а не задротами.
Ну, а теперь вернемся все же к полосканию сюжета. Как зритель, не знакомый с книгой, оценивать «Первого игрока» очень просто. Нет стремления найти все отличия и схожести между романом и экранизацией, проанализировать их и сказать «А-та-та, Стивен, не так». Но даже без досконального знания первоисточника, смело заявляем, что сюжет сделали максимально простым для понимания «непросвещенных» зрителей и сохранения хронометража. Если убрать всю мишуру пасхалок и отсылок, «Первый игрок» превращается в наивную историю молодых ребят, которые формируют сопротивление и вступают в борьбу с режимом. Таких историй в современном кинематографе пруд пруди. Чаще всего они воплощаются в шлаке по типу «Дивергент» (без обид). При этом из «Матрица» с подобной же историей получилась классика.
В тоже время «Первый игрок» при всей своей сюжетной наивности успевает поднять актуальный вопрос нашей современности – зависимость от виртуальных миров. Каждый из нас в списке знакомых имеет парочку персонажей, предпочитающих проводить большую часть суток в компьютерных играх. Они отдают предпочтение виртуальности, где могут стать кем угодно, менять внешность, быть частью захватывающих приключений (которых в реальности не увидят никогда) и заводить друзей с других концов мира. Но быть частью реальности – намного важнее, говорит уважаемый Спилберг. Вся идея фильма в итоге прозаична и типична, не стоит ставить на нее высоких ставок. Но, как мы уже выше писали, не сюжет здесь главное, а душевность и ностальгия.
Конечно, чтобы зритель целиком и полностью смог окунуться в картину «Первому игроку приготовиться» и в мир OASIS в частности, необходима визуальная картинка со спецэффектами высочайшего уровня. Заказывали – получите. Весь мир игры проработан до микроскопических деталей, зритель получает возможность увидеть мельчайшее движение мимики игровых аватаров виртуального мира, каждое экшн-действие завораживает и заставляет почувствовать себя частью игры. И когда главные герои выходят в свою унылую реальность, ты начинаешь капризно бить кулачками по сиденью в кинозале и требовать продолжения. Неописуемая красота, которую необходимо смотреть только в 3D. А в сочетании с треками Duran Duran или Depeche Mode ты необратимо становишься частью динамичного действия происходящего на экране. И картина хронометражем почти в два с половиной часа пролетает почти на одном дыхании.
С персонажами в «Первом игроке» все также просто и предсказуемо. Особенно это касается молодого поколения – Уэйда Уоттса в исполнении Тая Шеридана и Саманты «Сэм» Кук от Оливии Кук. У обоих актеров нет за плечами каких-то капитально известных ролей. А в «Первом игроке» их персонажи не вселяют в зрителя каких-то завышенных ожиданий, но и не скатываются до уровня страдальческих революционеров в стиле Китнисс Эвердин из «Голодных игр». В тоже время, попадая в руки Стивена Спилберга, детишки получили 100% тот еще заряд и настрой. Таким образом сыграли на «ура» свои роли молодых, смелых и красивых.
Другое дело старшое поколение фильма. Бен Мендельсон идеально изобразил стереотипного коварного злодея и противного корпоративного пижона. Самоуверенных выскочек, которые считают, что они умнее всех, у него играть получается на «отлично» (вспомните Кренника из «Изгоя»). Не меньше похвал за воплощение образа создателя игры заслуживает и Марк Райлэнс.
Как итог: фильм «Первому игроку приготовиться» - это сюжетная наивность, игра на ностальгии детей возрастом от 3 до 70 годиков, отличная «катка» в почти два с половиной часа, сплошные пасхальные яйца ради пасхальных яиц и превосходная визуальная работа от Стивена Спилберга. Конечно, фанаты книги, скорее всего, будут иметь свои претензии к экранизации. Но для зрителей не знакомых с творчеством Эрнеста Клайна, это, пожалуй, лучшее, что выходило в этом году на наши большие экраны. И хочется верить, что «Первый игрок» хотя бы за визуальные красоты получит свой «Оскар».
Настя Белова, Без Табу