Обозреватель Без Табу не стал закрывать глаза на уже восьмой по счету международный кинофестиваль в Одессе. Ярмарка дешевого пафоса, посторонних людей на красной дорожке и посредственных работ на экранах фестивальных площадок. Но на другое мы, наверно, пока не заслуживаем.
Похоже, Одесский международный кинофестиваль подошел к тому этапу своего развития, на который опасно подниматься. Любой ответ на вопрос «Зачем это нужно?» может не устроить ни организаторов этого события, ни его поклонников, а таковые, безусловно, имеются. Пусть и немного.
Когда Виктория Тигипко придумывала фестиваль, цель и задача были ясны даже бабушкам у парадного подъезда. Нужно было крепко привязать фамилию Тигипко к позитиву, а также попутно возрождать одесские кинотрадиции, давать дорогу молодым и целеустремленным отечественным кинематографистам, всерьез продвигать бренд туристического и культурного центра Восточной Европы. Или хотя бы пытаться это делать. Это были времена, которые нельзя было назвать смутным временем для украинского кино. Вы ведь знаете, что едва ли не самый сильный фильм за всю историю независимой Украины - «Поводырь» - снимался за деньги, выделенные при правлении Виктора Януковича. Душили в стране многое, но не украинское кино.
Был ответ на вопрос у организаторов «Зачем мы собираемся в Одессе?» и после событий 2014-го года. Да, война, да, территории выходят из-под контроля, но надо уметь жить и в такой сложный для страны период. Киноискусство должно сплотить нацию, сделать Украину сильнее – так думали в оргкомитете и имели на это право.
2014-2015 годы – время активных показов фильмов Олега Сенцова, фильмов о Майдане, о революциях в других странах. В кулуарах проскальзывает слово «конъюнктура». В 2015-м на конкурсе короткометражных картин за победу сражаются минифильмы о вдовах участников АТО и о проекте Арсения Яценюка «Стена». Темы горячие - должно зайти и жюри, и зрителям. Трагедия страны может быть прибыльным делом для «культурного сообщества». В итоге спецпремию забирает документальный фильм «Стена», где Арсений Яценюк снялся наверняка против своей воли.
Однако все время снимать о Майдане и АТО в рамках национальной конкурсной программы – потеря чувства меры. Какой бы нашей трагедией и болью это не было. Нам же говорили, что страна должна жить, когда особых поводов для радости нет. Но нет. Украинского зрителя приучают к страданиям уже на таких фестивалях.
В прошлом году в Одессе лучшим украинским фильмом признали картину «Гніздо горлиці» с непревзойденной, но уже вечной Риммой Зюбиной. Авторы взяли до боли затасканный сюжет – украинские заробитчане и их тяжелая судьба. Еще одна беспроигрышная тема на фестивале. Показывать жизнь без нищеты и войны, с более-менее не трагической концовкой в Украине пока не считают нужным. «Нация-страдалец, такой нас должны видеть все». Согласитесь, спорное утверждение. Кто-то на этом еще и деньги зарабатывает.
Как видим, с точки зрения программной части, Одесский кинофест ничего нового и прогрессивного предложить зрителю не может, а продукты «на злобу дня» как-то уже напрягают. Но, читатели возразят, что это дело вкуса. Мол, это наша история, и хорошо, что ее экранизируют. Допустим. И тогда возникает вопрос уже к самой организации фестиваля. Слышали выражение в дворовом футболе «Разбег на рубль, удар на копейку?». Это, увы, об Одесском кинофестивале.
Несмотря на то, что уже давно сюда не получается затащить/заманить более-менее известных деятелей киноиндустрии, в ярмарке тщеславия здесь себе отказать не могут. Дошли до того, что самым главным гостем будет экс-порноактриса Сибель Кекилли, известная в некоторых кругах по роли второго плана в «Игре престолов». На заре фестиваля сюда ездили Ричард Линклейтер и Джон Малкович, а теперь… В общем, чем богаты.
Виктория Тигипко: Что это было?
Не можем не пройти мимо якобы «причины» того, почему в Одессу не едут звезды первой величины, не везут свои фильмы. Это видео облетело всю страну, и за эти слова Виктории Тигипко пришлось объясняться, чтобы одесские правые не дай Бог ей не сорвали киносходняк. В общем, свою позицию Виктория Тигипко высказала, и как-то даже удивительно – почему человек с такими убеждениями не присудил новую премию: «За лучший фильм о гражданской войне», «За лучший сценарий картины о страдающих на Антимайдане». Может, пора уже в консерватории подправить? В смысле, в оргкомитете?
И это притом, что денег вокруг фестиваля по-прежнему крутится очень много. Дорогие отели для гостей, элитные рестораны на берегу Черного моря, ежедневные вечеринки на десятки, сотни тысяч долларов. «Организаторам» кинофестиваля разрешают даже ездить на автомобиле по пешеходной Трассе здоровья. Ну а то, во что превратили традиционный элемент всех международных кинофестивалей «Красную дорожку» в Одессе, можно смело назвать демонстрацией отборного хуторянства.
Дошло до того, что организаторы обиделись на некоторые местные СМИ (и грозились, между прочим, забрать у журналистов аккредитации) за то, что те три дня мусолят наряды гостей красной дорожки, 90% которых ни к кино, ни к культуре вообще не имеет никакого отношения. Депутаты, мелкие чиновники, начальники ЖЭКов, проститутки высокопоставленных чиновников, нечистоплотное окружение некоторых нардепов… А в это время на них из-за забора смотрят завистливыми глазами массовка. Что это за люди? Нет, не те, которые шастают из года в год в пижамах и рыболовных снастях. А те, что смотря на них глазами, полными восхищения и злобы? Вы пришли увидеть Алена Делона и Софи Лорен?
Организаторы ОМКФ могли бы отказаться если и не от дорожки, то, по крайней мере, от идеи продавать пропуски на нее людям, которые вообще не в теме и не представляют для кино никакой ценности
Вопрос «кому это надо в так своем нынешнем виде?» по-прежнему открыт. Одесский «чемодан без ручки» откроется сегодня и продлится до следующей субботы.
Василий Бондаренко, Без Табу