Автор Без Табу разбирается в очередном обострении конфликта между украинцами и ромами и раздает на орехи всем, включая удобно устроившимся в позе страуса властям.
Тема цыган, их специфического быта и нагловатого поведения пару раз в год стабильно поднимается в украинском медиапространстве. Причем рассматривается вся подноготная с одного и того же ракурса, поскольку ромы дают повод выставить себя преимущественно в негативном свете. И реальные проступки иногда могут перемешаться со стереотипными (и далеко) не всегда суждениями о той или иной этнической группе.
Многие помнят о позапрошлогодних погромах в Лощиновке, которые были спровоцированы убийством девятилетней девочки, предположительно совершенным «лицом цыганской национальности». Тогда на этой теме пытались раскрутиться многие, начиная с Михеила Саакашвили. Но по итогам расследования выяснилось, что задержанный Михаил Чеботарь к преступлению может быть непричастен, а подозрительные взгляды силовиков обратились в сторону отчима жертвы. Даже сейчас в этом деле больше неясного, нежели очевидного. Но в 2016 году местные жители, уставшие от локального цыганского произвола, свой вердикт вынесли и фактически изжили общину ромов из поселка.
Сила традиций. Ромский лагерь в Киеве - 2016
Нечто подобное случилось и в апреле 2018-го, но уже в столице Украины. Активисты право-радикальной группы С14 вместе с представителями Голосеевской райгосадминистрации озаботились санитарным состоянием Лысой горы, которую с потеплением оккупировал настоящий цыганский табор. На вежливые просьбы собрать вещички и навести после себя порядок приезжие, разумеется, не отреагировали. Потому и неудивительно, что через два дня стихийное поселение разогнали с применением силы, а бытовые отходы попросту сожгли.
Радикальное крыло противников гастролей ромов в Киеве представляет журналист Роман Скрыпин
У гостей столицы из Закарпатья, разумеется, было альтернативное мнение по поводу инцидента в минувшую субботу. Добро вроде как было не с кулаками, а с холодным и огнестрельным оружием, а также газовыми балончиками, которые обязательно нужно распылять в женщин и детей.
Более того - за мусор бледнолицые невежды приняли по незнанию личные вещи жителей табора. Кое-кто даже жаловался на откровенный грабеж. Да и селиться на Лысой горе надолго никто не собирался. Просто традиция у ромов такая – каждый год приезжать сюда на поминальные дни и бросать якорь на недельку-другую, чтобы насобирать конфет, яиц и прочей снеди на столичных кладбищах.
Видео, которое иначе как "цыганский погром" не назвать
Виноватых и правых в этом конфликте определит…. А кто его знает, кому доведется определять, ведь полиция ведет себя на удивление пассивно. И не только в отдельно взятом случае.
Голос обеспокоенного обывателя от журналистки Катерины Венжик
Корень проблемы давно известен: цыганское братство-сестринство не один десяток лет досаждает окружающим в публичных местах своими играми разума и ловкостью рук не без мошенничества. А в местах компактного проживания они и вовсе ведут себя так, как будто являются хозяевами жизни. Соответствующие государственные органы и структуры зачастую никак не могут повлиять на ромов, поскольку многие из них не то что не зарегистрированы нигде, а даже документов могут не иметь никаких. А когда возможность утихомирить их все же есть, люди в форме смотрят на их проделки сквозь пальцы.
Однако у палки этой есть и другой конец. Здоровые вроде бы проявления национализма рано или поздно перерастают в нездоровые проявления шовинизма и конфликты на этнической почве. Касается это не только цыган. Вспомните, к примеру, инцидент девятилетней давности в Марганце, когда ненадлежащее поведение нескольких армян и убийство милиционера-украинца бросило тень на всю армянскую общину. В те дни даже вдалеке от Днепропетровской области, где-нибудь во Львове можно было встретить на стене надпись «Марганець для українців». А в самом городе спорадические беспорядки вспыхивали до тех пор, пока убийца не попал под суд и не получил пожизненное.
Это провоцирует вечную дилемму: если мы хотим, чтобы к нам всегда относились по-человечески, то должны ли мы всегда относиться аналогично к окружающим? Библейское наставление «подставь правую щеку после того, как ударили по левой» здесь уже не работает. Особенно сейчас, когда украинское самосознание обострилось на фоне борьбы с российской оккупацией по всем фронтам. Но часто случается и так, что порядок без применения силы навести нельзя. В истории с табором на Лысой горе мы имеем сразу две крайности, как со стороны ромов, так и со стороны активистов-националистов. Да и так ли уж мы идеальны, чтобы в любой ситуации смотреть на других свысока?
Все познается в сравнении
Подобные прецеденты, к слову, негативно влияют на репутацию страны в мире. Казалось бы, причем тут странноватое письмо полусотни американских конгрессменов, в котором они выражают обеспокоенность уровнем расовой нетерпимости и антисемитизма в Украине? А связь ведь самая что ни на есть прямая. Когда есть малейшая предпосылка к межэтническим конфликтам, то можно по «испорченному телефону» и не такой бред разнести по свету. А доверчивые иностранцы, которые едва научились отличать украинца от русского, охотно в это поверят. Ноги у баек о «секретных тюрьмах СБУ» тоже растут отсюда, не сомневайтесь.
Беда в том, что подобные заварушки будут повторяться неоднократно и достаточно долго. И не только потому, что государство за выброс мусора в ненадлежащих местах в лучшем случае может наказать штрафом в несколько десятков долларов в гривневом эквиваленте. Это еще и проявление наших извечных комплексов и ментальных травм, если присмотреться получше. Ответ на вопрос «кто виноват?» вроде и есть, но совершенно неясно, что с этим делать.
Виталий Могилевский, Без Табу